Наблюдая за будущим. Экспозиция американского художника Джонатана Монагана открылась в Петербурге

«След, оставленный будущим» - так называется экспозиция американского художника Джонатана Монагана (1986) в галерее Anna Nova. В прошлом году он был участником проекта «Искусственный интеллект и диалог культур» в Эрмитаже. Теперь - первый персональный показ в Петербурге.

Наблюдая за будущим. Экспозиция американского художника Джонатана Монагана открылась в Петербурге | «Прямиком из бездны» (фрагмент). РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

«Прямиком из бездны» (фрагмент). РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Основу составляют две двадцатиминутные компьютерные анимации - «Прямиком из бездны» и «Диско-зверь», созданные художником как современные интерпретации двух классических сюжетов и продолжающие диалог культур. Первое видео отсылает к евангельскому рассказу о всадниках Апокалипсиса. Второе - к мифу о единороге, популярному в средневековом европейском искусстве.

По словам художника, его работы могут восприниматься как терапия неопределенного будущего. «В обществе нарастает обеспокоенность проблемами экологии и технологической зависимости. Мне хочется повысить уровень критической осведомленности зрителей, привлекая их внимание к этим темам. Я призываю их подумать о том, каким будет будущее, если мы продолжим двигаться по существующей траектории господства транснациональных корпораций - «больших брендов», чрезмерного потребления и цифровой зависимости» - так Монаган прокомментировал свой проект.

Впрочем, как художник современный, Джонатан ироничен и не намерен пугать зрителя ужастиками. В трехканальном видео «Прямиком из бездны» на двух экранах попарно скачут всадники в модных кроссовках с бумажными (природу берегут) пакетами, наполненными продуктами из супермаркета. В руке у одного из всадников - пляжный коврик.

На основном экране сначала показан супермаркет, где вся еда под маркой Good Food Fast упакована в банки одинаковой формы и размера. Выбор «разнообразен» - один из трех цветов этикетки. Потом из облака спускается павильон в стиле барокко, где заседает похожий на гибрид мягкой игрушки и мягкой мебели «искусственный интеллект». Он окружен алыми королевскими коронами, лежащими на подушечках. Внезапно из головы «властелина» появляется бычья голова, утыканная видеокамерами слежения.

«Диско-зверь» - это путешествие единорога - символа целомудрия и мудрости - по пустому торговому центру и роскошному отелю. В какой-то момент он погибает, чтобы воскреснуть в обычной кофейне. Закольцованное видео создает, по словам автора, эффект неизбежности смерти и обязательного возрождения.

Для создания компьютерной анимации Монаган использует профессиональное программное обеспечение. «Санкт-Петербургские ведомости» спросили у художника, не противоречит ли это его предупреждениям об угрозах цифровизации. «Используя хайтек, я стремлюсь задавать публике правильные вопросы», - таков был ответ.

Онлайн-экскурсия размещена на сайте галереи.

#выставка #художники #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 062 (6660) от 14.04.2020 под заголовком «Наблюдая за будущим».


Комментарии