На Васильевском острове появится Музей городского электрического транспорта
Никита Явейн, руководитель бюро «Студия 44», стал народным архитектором России. Он четвертый после Ирины Бенуа, Владимира Попова и Валентина Назарова петербуржец, получивший это почетное звание. Новая работа лауреата — концепция Музея городского электрического транспорта на Среднем проспекте Васильевского острова, где в свое время находился трампарк им. Леонова.

Концепция музея городского электрического транспорта. 2022 г./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО автора
Никита Игоревич с готовностью отвечает на вопрос о трех наиболее важных из реализованных им проектов: «Ладожский вокзал для меня важен как дань памяти отца, построившего более ста вокзалов, хотя данный проект не был реализован полностью. Конечно, это восточное крыло Главного штаба, хотя я был там «одним из», мой брат Олег стал главным идеологом. И здание Академии танца Бориса Эйфмана, которое опередило свое время».
Но сегодня на первом месте для Явейна его очередная работа: «Сравню музей петербургского-ленинградского трамвая с музеем человека. Там рассказывают про печень, почки, кровеносную систему, потом про душу немножко. Мы подошли к трамваю как к живому существу». Здание котельной станет входным павильоном музея, будет воссоздана кирпичная труба. За павильоном расположены три депо, которые являются памятниками архитектуры. Два проезда между этими зданиями освобождаются от поздних встроек, перекрываются прозрачной кровлей и могут быть использования для размещения трамваев.
В первом депо предполагается показывать трамваи и троллейбусы, созданные в XX и XXI веках. Предусмотрены смотровые канавы, чтобы публика могла увидеть подвижной состав, что называется, изнутри. Здесь же будет размещен макет «Ледовый трамвай Петербурга»: трамвайная система, которая работала в зимнее время с 1895-го по 1910 год на Неве. А также экспозиции «От конки до современного трамвая» и «Мир электричества».
Публика сможет увидеть тело трамвая — токоприемник типа «пантограф», преобразователь напряжения, контроллер водителя, электромагнитный (рельсовый) тормоз и другое оборудование.
Второе депо — про душу. Это рассказ о блокадном трамвае, помогавшем ленинградцам выжить в ту суровую пору. Здесь же предлагается разместить зал-трансформер на 300 – 700 человек для проведения конференций, кинопоказов, концертов. Предусмотрено сохранение по одному пути вдоль боковых стенок депо для демонстрации новейших образцов трамваев.
Третье депо отводится для показа грузовых и служебных трамваев и троллейбусов, а также путеизмерителей, вышки контактной сети, снегоуборочной и рельсосварочной техники. Здесь же разместится действующая реставрационная мастерская с возможностью доступа посетителей. Обзорная площадка, расположенная на уровне крыши трамвая, позволит наблюдать за процессом реставрации подвижного состава.
Концепция включает создание на территории музея площадок (открытых и под навесами) для показа трамваев и троллейбусов, в том числе с увеличенным автономным ходом. Будет проложена небольшая детская трамвайная дорога, имеющая собственное депо, и создан детский учебный центр.
Общая площадь музея составит 30 тысяч кв. метров.
Конкурс на рабочее проектирование музея городского электрического транспорта будет объявлен в 2023 году.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 233 (7316) от 12.12.2022 под заголовком «С душой про трамваи».
Материалы рубрики
Вернисаж: выставки в Петербурге с 25 марта
Вас приглашают. Куда сходить в Петербурге с 25 марта
«Петербург-концерт» устроит в Эрмитаже День Рахманинова
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии