На сцене Эрмитажного театра прошла премьера балетов Studio Context Project Дианы Вишневой
На сцене Эрмитажного театра прошла премьера балетов Studio Context Project Дианы Вишневой.
ФОТО Анастасии ЛИВУН предоставлено пресс-службой проекта
Одно из важных направлений интенсивной творческой жизни Дианы Вишневой последних лет связано с поддержкой начинающих хореографов, созданием среды для развития современных танцевальных форм. Классическая балерина и сторонница экспериментов, Вишнева инициирует многочисленные хореографические проекты. Это и знаменитый международный фестиваль Context. Diana Vishneva, и лаборатория молодых постановщиков в его рамках, и регулярные концерты победителей конкурса хореографов Context в городах России и за рубежом, и выступления самой артистки, знакомящие российскую публику с яркими работами мирового современного балета.
С целью профессионализации отечественного современного танца в 2017 году была создана студия Дианы Вишневой Context Project, расположившаяся в кластере «Бутылка» Новой Голландии. Это уникальное творческое пространство, где преподают классику, contemporary dance, йогу и гимнастику, организуют различные танцевальные события. Кроме того, студия предоставляет свои площадки для экспериментов и репетиций молодым хореографам.
Пять премьерных спектаклей объединили петербургских хореографов, композиторов, артистов Мариинского и Михайловского театров, а также танцовщиков самого разного возраста и уровня подготовки, занимающихся в студии. Почти все постановщики пытались рассказать историю, и практически никому это не удалось. Большинство работ страдало заурядностью лексики, концептуальной невнятностью, оставляющим желать лучшего исполнением, неумением с помощью выбранных выразительных средств создать целостное сценическое произведение. В отдельных постановках был использован закадровый текст и живые реплики, но скверная дикция и плохо выстроенный баланс звучания не позволяли расслышать и соотнести речь с происходящим на сцене.
Размышление о природе чувств, вдохновленное «драмой страсти» Поля Клоделя «Обмен» и музыкой Дмитрия Максимачева, представила Елена Русина в спектакле «Искусство любви». Наряду с танцовщиками хореограф задействовала в постановке музыкантов, но ни живая музыка, ни самозабвенная беготня артистов по сцене, ни волнообразные движения корпуса, экспрессивные падения и перекаты не в силах были замаскировать банальность танцевальной лексики.
Танцевальный спектакль «Красота» в постановке опытного хореографа, педагога, художественного руководителя Studio Context Project Алексея Кононова отсылал к стилистике раннего танцтеатра. Монохромная визуальная гамма, подавленные женщины в черных платьях, угловатая пластика вызывали в памяти соответствующие приемы в постановках Мэри Вигман и Марты Грэм 1930-х годов, однако актуальность подобной эстетики сегодня вызывает сомнения.
Многообещающей аннотацией, нежели достоинствами хореографического текста запомнился спектакль Максима Петрова «Русские тупики» на музыку Настасьи Хрущевой. Постановка, заявленная как «балет-манифест, в котором утверждаются музыкальные и хореографические формулы русской культурной матрицы», на деле таковой не являлась в силу отсутствия четко артикулированного концептуального посыла. Дуэт главной пары, азартно исполненный солистами Мариинского театра Надеждой Батоевой и Василием Ткаченко, отличался по-баланчински быстрым темпом и синкопированным ритмом. Однако попытка хореографа соединить классические па с характерными элементами русского народного танца и лихой удалью выглядела однообразной с точки зрения лексических приемов.
Драматургической и композиционной цельностью, гипнотической красотой танца выделялся балет Эрнеста Нургали «Лес» на музыку Глеба Колядина. Выразительность рук, покачивания, прихотливые изгибы корпуса в сочетании с неподвижной позицией ног становились пластической метафорой ожившего таинственного леса, наполненного отзвуками человеческих отношений и эмоций.
Несмотря на отдельные просчеты, мероприятие Studio Context Project достойно внимания и поддержки. Отечественный современный танец развивается уже не первое десятилетие, однако все еще не входит в число приоритетов государственной культурной политики. Огромнейший творческий опыт и международный авторитет Дианы Вишневой способны ускорить изменения этой ситуации.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (6593) от 20.12.2019 под заголовком «Балет из «Бутылки»».
Комментарии