На сцене Эрмитажного театра прошла премьера балетов Studio Context Project Дианы Вишневой

На сцене Эрмитажного театра прошла премьера балетов Studio Context Project Дианы Вишневой.

На сцене Эрмитажного театра прошла премьера балетов Studio Context Project Дианы Вишневой | ФОТО Анастасии ЛИВУН предоставлено пресс-службой проекта

ФОТО Анастасии ЛИВУН предоставлено пресс-службой проекта

Одно из важных направлений интенсивной творческой жизни Дианы Вишневой последних лет связано с поддержкой начинающих хореографов, созданием среды для развития современных танцевальных форм. Классическая балерина и сторонница экспериментов, Вишнева инициирует многочисленные хореографические проекты. Это и знаменитый международный фестиваль Context. Diana Vishneva, и лаборатория молодых постановщиков в его рамках, и регулярные концерты победителей конкурса хореографов Context в городах России и за рубежом, и выступления самой артистки, знакомящие российскую публику с яркими работами мирового современного балета.

С целью профессионализации отечественного современного танца в 2017 году была создана студия Дианы Вишневой Context Project, расположившаяся в кластере «Бутылка» Новой Голландии. Это уникальное творческое пространство, где преподают классику, contemporary dance, йогу и гимнастику, организуют различные танцевальные события. Кроме того, студия предоставляет свои площадки для экспериментов и репетиций молодым хореографам.

Пять премьерных спектаклей объединили петербургских хореографов, композиторов, артистов Мариинского и Михайловского театров, а также танцовщиков самого разного возраста и уровня подготовки, занимающихся в студии. Почти все постановщики пытались рассказать историю, и практически никому это не удалось. Большинство работ страдало заурядностью лексики, концептуальной невнятностью, оставляющим желать лучшего исполнением, неумением с помощью выбранных выразительных средств создать целостное сценическое произведение. В отдельных постановках был использован закадровый текст и живые реплики, но скверная дикция и плохо выстроенный баланс звучания не позволяли расслышать и соотнести речь с происходящим на сцене.

Размышление о природе чувств, вдохновленное «драмой страсти» Поля Клоделя «Обмен» и музыкой Дмитрия Максимачева, представила Елена Русина в спектакле «Искусство любви». Наряду с танцовщиками хореограф задействовала в постановке музыкантов, но ни живая музыка, ни самозабвенная беготня артистов по сцене, ни волнообразные движения корпуса, экспрессивные падения и перекаты не в силах были замаскировать банальность танцевальной лексики.

Танцевальный спектакль «Красота» в постановке опытного хореографа, педагога, художественного руководителя Studio Context Project Алексея Кононова отсылал к стилистике раннего танцтеатра. Монохромная визуальная гамма, подавленные женщины в черных платьях, угловатая пластика вызывали в памяти соответствующие приемы в постановках Мэри Вигман и Марты Грэм 1930-х годов, однако актуальность подобной эстетики сегодня вызывает сомнения.

Многообещающей аннотацией, нежели достоинствами хореографического текста запомнился спектакль Максима Петрова «Русские тупики» на музыку Настасьи Хрущевой. Постановка, заявленная как «балет-манифест, в котором утверждаются музыкальные и хореографические формулы русской культурной матрицы», на деле таковой не являлась в силу отсутствия четко артикулированного концептуального посыла. Дуэт главной пары, азартно исполненный солистами Мариинского театра Надеждой Батоевой и Василием Ткаченко, отличался по-баланчински быстрым темпом и синкопированным ритмом. Однако попытка хореографа соединить классические па с характерными элементами русского народного танца и лихой удалью выглядела однообразной с точки зрения лексических приемов.

Драматургической и композиционной цельностью, гипнотической красотой танца выделялся балет Эрнеста Нургали «Лес» на музыку Глеба Колядина. Выразительность рук, покачивания, прихотливые изгибы корпуса в сочетании с неподвижной позицией ног становились пластической метафорой ожившего таинственного леса, наполненного отзвуками человеческих отношений и эмоций.

Несмотря на отдельные просчеты, мероприятие Studio Context Project достойно внимания и поддержки. Отечественный современный танец развивается уже не первое десятилетие, однако все еще не входит в число приоритетов государственной культурной политики. Огромнейший творческий опыт и международный авторитет Дианы Вишневой способны ускорить изменения этой ситуации.

#балет #театр #Диана Вишнева

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (6593) от 20.12.2019 под заголовком «Балет из «Бутылки»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?