На сцене Эрмитажного театра прошла премьера балетов Studio Context Project Дианы Вишневой

На сцене Эрмитажного театра прошла премьера балетов Studio Context Project Дианы Вишневой.

На сцене Эрмитажного театра прошла премьера балетов Studio Context Project Дианы Вишневой | ФОТО Анастасии ЛИВУН предоставлено пресс-службой проекта

ФОТО Анастасии ЛИВУН предоставлено пресс-службой проекта

Одно из важных направлений интенсивной творческой жизни Дианы Вишневой последних лет связано с поддержкой начинающих хореографов, созданием среды для развития современных танцевальных форм. Классическая балерина и сторонница экспериментов, Вишнева инициирует многочисленные хореографические проекты. Это и знаменитый международный фестиваль Context. Diana Vishneva, и лаборатория молодых постановщиков в его рамках, и регулярные концерты победителей конкурса хореографов Context в городах России и за рубежом, и выступления самой артистки, знакомящие российскую публику с яркими работами мирового современного балета.

С целью профессионализации отечественного современного танца в 2017 году была создана студия Дианы Вишневой Context Project, расположившаяся в кластере «Бутылка» Новой Голландии. Это уникальное творческое пространство, где преподают классику, contemporary dance, йогу и гимнастику, организуют различные танцевальные события. Кроме того, студия предоставляет свои площадки для экспериментов и репетиций молодым хореографам.

Пять премьерных спектаклей объединили петербургских хореографов, композиторов, артистов Мариинского и Михайловского театров, а также танцовщиков самого разного возраста и уровня подготовки, занимающихся в студии. Почти все постановщики пытались рассказать историю, и практически никому это не удалось. Большинство работ страдало заурядностью лексики, концептуальной невнятностью, оставляющим желать лучшего исполнением, неумением с помощью выбранных выразительных средств создать целостное сценическое произведение. В отдельных постановках был использован закадровый текст и живые реплики, но скверная дикция и плохо выстроенный баланс звучания не позволяли расслышать и соотнести речь с происходящим на сцене.

Размышление о природе чувств, вдохновленное «драмой страсти» Поля Клоделя «Обмен» и музыкой Дмитрия Максимачева, представила Елена Русина в спектакле «Искусство любви». Наряду с танцовщиками хореограф задействовала в постановке музыкантов, но ни живая музыка, ни самозабвенная беготня артистов по сцене, ни волнообразные движения корпуса, экспрессивные падения и перекаты не в силах были замаскировать банальность танцевальной лексики.

Танцевальный спектакль «Красота» в постановке опытного хореографа, педагога, художественного руководителя Studio Context Project Алексея Кононова отсылал к стилистике раннего танцтеатра. Монохромная визуальная гамма, подавленные женщины в черных платьях, угловатая пластика вызывали в памяти соответствующие приемы в постановках Мэри Вигман и Марты Грэм 1930-х годов, однако актуальность подобной эстетики сегодня вызывает сомнения.

Многообещающей аннотацией, нежели достоинствами хореографического текста запомнился спектакль Максима Петрова «Русские тупики» на музыку Настасьи Хрущевой. Постановка, заявленная как «балет-манифест, в котором утверждаются музыкальные и хореографические формулы русской культурной матрицы», на деле таковой не являлась в силу отсутствия четко артикулированного концептуального посыла. Дуэт главной пары, азартно исполненный солистами Мариинского театра Надеждой Батоевой и Василием Ткаченко, отличался по-баланчински быстрым темпом и синкопированным ритмом. Однако попытка хореографа соединить классические па с характерными элементами русского народного танца и лихой удалью выглядела однообразной с точки зрения лексических приемов.

Драматургической и композиционной цельностью, гипнотической красотой танца выделялся балет Эрнеста Нургали «Лес» на музыку Глеба Колядина. Выразительность рук, покачивания, прихотливые изгибы корпуса в сочетании с неподвижной позицией ног становились пластической метафорой ожившего таинственного леса, наполненного отзвуками человеческих отношений и эмоций.

Несмотря на отдельные просчеты, мероприятие Studio Context Project достойно внимания и поддержки. Отечественный современный танец развивается уже не первое десятилетие, однако все еще не входит в число приоритетов государственной культурной политики. Огромнейший творческий опыт и международный авторитет Дианы Вишневой способны ускорить изменения этой ситуации.

#балет #театр #Диана Вишнева

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (6593) от 20.12.2019 под заголовком «Балет из «Бутылки»».


Комментарии