Графиня вновь танцует. На сцене БДТ состоялась премьера балета «Пиковая дама»

На сцене Большого драматического театра состоялась премьера балета «Пиковая дама» на музыку Чайковского в исполнении труппы Театра балета имени Леонида Якобсона. Спектакль посвящен Пушкину в юбилейный год поэта.

Графиня вновь танцует. На сцене БДТ состоялась премьера балета «Пиковая дама» | ФОТО Стаса ЛЕВШИНА предоставлено пресс-службой театра

ФОТО Стаса ЛЕВШИНА предоставлено пресс-службой театра

Балет поставил аргентинский танцовщик и хореограф Иньяки Урлезага, экс-премьер королевского балета «Ковент-Гарден» и аргентинского Театра Колон. В репертуаре танцовщика было множество партий, балетоманы помнят его выступления на сценах Большого и Мариинского театров, участие в фестивале «Дягилев. P.S.». Как хореограф, Урлезага поставил немало балетов, в его редакции на сценах театров мира шли «Ромео и Джульетта», «Щелкунчик», «Дон Кихот». Либретто «Пиковой дамы» хореограф сочинил сам на основе либретто Модеста Чайковского к одноименной опере Петра Ильича.

К пушкинской «Пиковой даме» как первоисточнику обращались хореографы разных стран: так, в 2001 году Ким Брандструп поставил «Пиковую даму» для Национального балета Канады, а в 2018-м Лайэм Скарлетт - для Датского королевского балета. Оба хореографа использовали музыку Чайковского к опере. Французский балетмейстер Ролан Пети дважды ставил свою «Пиковую даму»: в 1978 году для Михаила Барышникова, а в 2001-м для Николая Цискаридзе и Илзе Лиепы на сцене Большого театра. Для своей работы Ролан Пети использовал Шестую симфонию Чайковского.

Иньяки Урлезага использовал музыку Чайковского к опере в аранжировке Андреса Риссо. Тонко передал звучание музыки Чайковского Санкт-Петербургский симфонический оркестр под управлением Александра Титова.

В партии Лизаветы (так зовется в либретто оперная Лиза) выступила опытная танцовщица Алла Бочарова, обладающая сильной, уверенной техникой. Актриса с самого начала предлагает острое, драматическое решение характера, ее героиня живет мечтой о свободе, жизнь у Графини - духовный плен, из которого она ищет возможности вырваться. Среди персонажей, окружающих Лизавету, - влюбленный в нее Елецкий и задушевная подруга Полина. Елена Чернова наполняет партию Полины тревогой, словно сомневается, обретет ли Лизавета счастье в браке с Елецким. Этот персонаж в исполнении Дениса Климука полон достоинства и степенности. Для него хореограф сочиняет монолог-признание, который танцовщику еще предстоит отшлифовать и добиться четкой фразировки.

В Германне Андрея Сорокина различимы страсть к самоутверждению и упрямый темперамент, во многом определяющие его мир одиночки, охваченного одной мыслью - разбогатеть. Андрей Сорокин безупречно исполняет свою партию. Словно бес-искуситель вьется вокруг Германна Томский, как будто дразнящий его своим рассказом о трех картах.

Хореограф весьма своеобразно решил образ Графини (Светлана Свинко): хрупкая, поддерживаемая слугами в сцене сада, она при появлении Германна в ее покоях проявляет недюжинную силу и наносит ночному гостю такую затрещину, что тот падает, а она продолжает колотить его палкой. Такой старушке и направленный на нее пистолет нипочем. Сцена теряет трагический оттенок и превращается в фарс.

Тонко решена сцена трех карт: в помутненном сознании Германна образ умершей Графини троится - одетые в одинаковые плащи с капюшонами, три фигуры поочередно бросают к его ногам три карты, которые он с жадностью прижимает к груди.

Порой хореографа подводит вкус. В финальной сцене в доме богатого игрока, куда поспешил Германн, знатных кутил обслуживают лакеи. Для них хореограф сочинил номер, выпадающий из стилистики спектакля. Подбрасывая блюда с едой, лихие молодцы исполняют прыжки-разножки и кульбиты, перепрыгивают со стола на стол... Начинает казаться, что хореограф заимствовал этот эпизод из репертуара армейского ансамбля песни и пляски.

Сценограф Эцио Фриджерно великолепно оформил спектакль. Величественные колонны черного мрамора очерчивают пространство сцены, сквозь ажурную решетку виднеется речная гладь. Изящные интерьеры комнаты Лизаветы и покоев Графини созданы с ощущением эпохи. Художник по костюмам Франка Скуарчапино одела каждого персонажа согласно его характеру и статусу, цветовая гамма поражает разнообразием нюансов.

#БДТ #театр #балет #премьера

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 232 (6585) от 10.12.2019 под заголовком «Графиня вновь танцует».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?