На Марсовом поле строят павильоны в «русском стиле» к юбилею Петра I

Уже месяц на одной из аллей Марсова поля идет стройка. Она завершится к 9 июня — дню рождения Петра I. У горожан будет возможность получить представление о том, как отмечали юбилей основателя нашего города полтора столетия назад. Реконструкция исторического события — совместный проект ГМЗ «Петергоф», Русского музея, Академии художеств.

На Марсовом поле строят павильоны в «русском стиле» к юбилею Петра I | Фото Александра ДРОЗДОВА

Фото Александра ДРОЗДОВА

Идея родилась в «Петергофе». В фондах музея-заповедника хранятся гравюры, на которых запечатлено, как в 1872 году по указу Александра II было организовано грандиозное празднование 200‑летия со дня рождения Петра I. Одним из центральных событий стала выставка картин на Марсовом поле. Она создавалась в кратчайшие сроки, с февраля по май 1872 года. «Центральная комиссия для обсуждения празднования юбилея Императора Петра Великого» отобрала 30 тем и пригласила художников исторического и батального жанров для создания масштабных полотен. В документах зафиксирована основная идея: «На лугу в 30 павильонах в виде изб выставить 30 картин из жизни Петра — для образования народа».

Реализовать серьезную задачу взялись художники, в помощники к ним определили декораторов Дирекции императорских театров. Те были знакомы с форматом театрального воплощения исторических событий и успешно работали с масштабными полотнами. Художникам не ставилась задача писать оригинальные произведения: для копирования картин на избранные сюжеты их допустили в Императорский Эрмитаж и Военную галерею Зимнего дворца.

В Русском музее сохранилось 14 картин, имеющих отношение к этому торжеству, в «Петергофе» — наброс­ки к утраченным полотнам. Оригинальные исторические полотна из собрания Русского музея по понятным причинам решено показать в цифровом воплощении. Современные художники создали собственную версию 16 утраченных картин из жизни Петра Великого. В работе им помогали подготовительные рисунки из коллекции «Петергофа», а также издания 1872 года: брошюра, написанная для разъяснения изображенного на картинах; «Альбом 200‑летнего юбилея императора Петра Великого» петербургского издательства Германа Гоппе и альбом фотографий «Исторические события царствования Петра Великого. Юбилейные картины», выпущенный петербургским фотографом Андреем Лушевым. В изданиях картины названы по‑разному, но все соответствовали главной цели выставки 1872 года — «выразить характер вполне русский».

На одной из аллей Марсова поля завершается монтаж выставочных павильонов в «русском стиле», как на эскизах и гравюрах 1872 года. Пока только один из них — последний в строю — готов, работает в тес­товом режиме и позволяет представить, как будет выглядеть выставка.

На экране большая, поражающая яркостью красок картина — отреставрированная цифровая копия полотна «Петр на Ладоге спасает утопающих». Вокруг рамы — ­тексты и инфографика, рассказывающие о сюжете полотна, его героях и авторах. QR-код позволяет погрузиться в исторический контекст изображенного на экране.

— Мы провели цифровую реставрацию работ, которые были обнаружены на валах в Русском музее: восстановили цвет, убрали пятна, и сейчас выставляем 14 высококачественных цифровых копий, — рассказывает арт-директор проекта Глеб Фильштинский. — Их дополняют 16 работ современных художников на темы петровского времени. В главном центральном павильоне будут размещены цифровые витрины с предметами, которые относятся к памяти о Петре на протяжении времени. И в целом у проекта есть «цифровая обвязка»: мультимедийными средствами мы рассказываем о событиях, которые раскрываются на картинах. При помощи системы QR-кодов любой посетитель выставки может изучить множество научных, исторических слоев, являющихся основой проекта. В 1872 году главным событием была не выставка, а большие народные гулянья в честь юбилея Петра. И то, как проходили эти гулянья, мы восстановили в виртуальном пространстве. Около информационных павильонов будут стоять бинокуляры — терминалы виртуальной реальности.

Выставка будет работать бесплатно и круглосуточно с 9 июня по 9 августа. Предусмотрено экскурсионное обслуживание для групп школьников, студентов, воспитанников кадетских училищ, детских домов и других образовательных учреждений, а также участников исторических кружков и клубов.

— В год 350‑летия со дня рождения Петра I мы решили сделать реконструкцию события, которое произошло 150 лет назад по указу Александра II, — говорит вице-губернатор Петербурга Борис Пиотровский. — На Марсовом поле была открыта экспозиция на свежем воздухе очень в духе Петра, в петербургском духе. Повторить ее в соответствии с сегодняшним временем, обладая новыми технологиями, — совершенно замечательная идея, очень важная. Это появление нового открытого культурного пространства, точки притяжения двух эпох. С одной стороны, здесь можно будет наслаждаться прогулками по городу, таким образом отмечая 350‑летие Петра, с другой стороны — погружаться в историю петровских деяний.

#Марсово поле #выставка #реконструкция #Петр I

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 92 (7175) от 25.05.2022 под заголовком «Взгляд на Петра в новейших технологиях».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?