Во главе с Петром Великим. В Петербурге прошла «Ночь музеев»

В духе Петра I, ударами плотницких молотков, начиналась в Петербурге «Ночь музеев-2022», посвященная 350‑летию со дня рождения императора. «Точка отсчета» — так определили тему организаторы музейного праздника.

Во главе с Петром Великим. В Петербурге прошла «Ночь музеев» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Интерактивную выставку «Петр Многоликий», специально подготовили сотрудники Музейного агентства Ленинградской области. Как рассказал нашей газете Алексей Волков, куратор проекта, экспонатов на выставке немного: несколько артефактов петровского времени, например, «черта» — плотницкий инструмент для разметки и рубки. А также книга «Петр Великий» на французском языке с иллюстрациями Ивана Билибина и медальоны на темы петровских «викторий», отчеканенные Юрием Тюкаловым, художником и спортсменом, первым советским олимпийским чемпионом.

Отдельный стенд напоминает, что Петр I помимо управления страной владел девятью профессиями — от архитектора до садовника. Возможно, универсальные навыки помогали ему в главном деле жизни — преобразовании России. Рядом с описанием деяний Петра по каждой специальности приведены имена сподвижников царя. Некоторые, как Андрей Нартов, изобретатель токарного станка, хорошо известны. Про других, например, артиллериста Александра Имеретинского, знают только специалисты.

Дальше начинался интерактив, в котором с азартом приняли участие люди разных возрастов. Сначала надо было собрать из кубиков изображение петровского фейерверка. Попутно прочитав на других сторонах каждого предмета про петровские реформы, посмотреть снимки с его портретов, памятников, личных вещей, в том числе компаса, собственноручно выточенного Петром I из слоновой кости. Следующий этап состоял из забивания гвоздей. Перед публикой установили треугольный «домик» c крышей из 18 досок с вариантами ответа на вопрос: «Петр в основе кто?». Выбрав ответ, надо было забить гвоздь в соответствующую доску. Молотки прилагались. Наиболее популярным стал «император». То, что «мечтатель» занял второе место, выглядит неожиданным. В финале экскурсии можно было почитать фрагменты дневника о Петре вице-адмирала Юста Юля. Он пишет, что в иное время любой может запросто заговорить с царем на улице. Но если царь хочет побыть один, то двое суток неизвестно, где он находится. Для самых активных был прописан сбор еще одного пазла с портретом Петра.

Следующей точкой стал Пушкинский Дом. Там, также специально для «Ночи», был подготовлен проект о «нашем всем». В мае 1899 года в здании Академии наук состоялась выставка к 100‑летию со дня рождения Пушкина. Тогда более 700 экспонатов, в том числе 93 автографа поэта, предоставили его родственники, потомки друзей, известные коллекционеры. Именно после этой выставки стало ясно: нужен Институт русской литературы. Он был создан в 1905 году.

Нынешний проект соединил два ряда предметов. Произведения, которые участвовали в выставке 1899 года, и изображения тех, без кого она не могла бы состояться. Людмила Мисайлиди, куратор выставки, начала экскурсию с показа портретов своих предшественников, устроителей показа 1899 года, — литературоведов Леонида Майкова и Бориса Модзалевского, а также Марии, дочери Пушкина, и коллекционера Павла Дашкова.

Особое внимание публики привлеки рисунки, которые участвовали в выставке 1899 года. Неизвестный художник изобразил скромную комнату Анны Керн в Петербурге. Поэт приходил туда в гости. Интересны три портрета Николая Гоголя. На одном он изображен читающим друзьям «Мертвые души», на другом — на репетиции «Ревизора». Портретную галерею завершает гравюра Николая Уткина с портрета Пушкина кисти Ореста Кипренского. Она принадлежала Ивану Гончарову, фанату поэта, и была подарена юристу Анатолию Кони. Как на выставке 1899 года, так и на нынешней, представлены прижизненные издания поэзии и прозы Пушкина.


ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Важной частью «ночной» программы Пушкинского Дома стал подъем на башню здания, там иногда собирается ученый совет института. Оттуда хорошо видно, что Васильевский остров — точка отчета для Петербурга. Как триста лет назад, так и сейчас.

Но нас ждали еще две точки.

Музей истории религии подготовил единую экскурсию по всем верованиям, которая называлась «О началах» с подзаголовком «Пещера, рай, шаман, книга и яблоко». За 45 – 50 минут экскурсоводам (мы слушали волонтера Леру) удавалось совершить путешествие по основам архаических и всех современных мировых религий.

Если говорить о визуальных впечатлениях, то запомнились женская статуэтка из воронежского села Костенки, ей 22 тысячи лет, и раскрашенный резной рельеф XVI века «Адам и Ева в раю». Видно, что не только змей, но и мужчина подбивает даму отведать яблоко. И, конечно, один из хитов музея — объект «Чистая земля будды Амитабхи». Он создан в 1904 – 1905 годах бурятскими монахами, состоит из 1,6 тысячи деревянных и бумажных деталей, изображает «Счастливую землю» и ее божественных обитателей.

За полночь мы добрались до музейно-выставочного центра «Петербургский художник». Лекции и рисование шаржей на посетителей закончились, но в залах было многолюдно. Публика, состоявшая, как мы потом выяснили, в основном из студентов негуманитарных вузов, с удовольствием проходила квест «Лица эпохи». Разыскивали портрет доярки Феклы Калиновны Лысько, созданный Анатолием Левитиным, ранний автопортрет Вячеслава Чеботаря… Другие картины были скопированы на бумагу, так что их можно было раскрасить и взять на память.

Отвечая на наш вопрос о системе посещения «Ночи музеев» по сеансам, большинство, особенно постоянные гости праздника, говорили, что это правильный выбор. Он позволяет планировать время и комфортно общаться с музеями.

МЕЖДУ ТЕМ


Туристический ретротрамвай, изменив в «Ночь музеев» свою трассу, стал экскурсионным «шаттлом», курсируя между интерактивным Центром истории метрополитена (остановка у станции метро «Приморская») и Музеем обороны и блокады Ленинграда (Соляной переулок, д. 9).

Такой маршрут был составлен для тех петербуржцев и гостей города, которые захотели побывать в двух этих музеях, прокатившись на реплике ленинградского трамвая ЛМ-33, работавшего в годы Великой Отечественной, и совершив экскурсию, посвященную 80‑летию пуска блокадных трамваев. Участникам «Ночи музеев» рассказали, какую огромную роль играл трамвай, единственный вид пассажирского транспорта, в осажденном городе, поведали о вкладе ленинградских трамвайщиков в оборону Ленинграда.

#Ночь музеев #музей #культурные события

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 90 (7173) от 23.05.2022 под заголовком «9 профессий Петра Великого».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?