На «Ленфильме» завершается создание панорамы «Пропавшие в кинохронике»

В начале минувшей осени мы рассказывали о том, что творческая мастерская «Невский баталист» приступила к созданию историко-художественной панорамы «Пропавшие в кинохронике» — в пятом павильоне «Ленфильма». Тогда можно было увидеть лишь контуры будущей экспозиции. И, хотя работы еще продолжаются, она уже почти готова и в марте примет посетителей, на несколько лет став постоянной городской площадкой.

На «Ленфильме» завершается создание панорамы «Пропавшие в кинохронике» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Поскольку размещена панорама на киностудии, главными ее героями стали люди с кинокамерами и фотоаппаратами. Речь о судьбах мастеров своей профессии, запечатлевших повседневность военного времени.

Мы хотели рассказать о ценности каждого кадра, напомнить о том, что нередко их ценой была жизнь операторов и фотографов, — рассказывает автор панорамы Дмитрий Поштаренко. — Мы хотели напомнить о ярких личностях, попытаться передать обстановку, в которой им приходилось работать, рассказать о том, что их творчество нередко граничило с подвигом.

Перед нами на пространстве почти две тысячи квадратных метров предстает целый калейдоскоп событий. Пятнадцать разных тем, пятнадцать эпизодов. Путь от Ленинграда, Сталинграда, с Кавказа и Волги до Берлина. Над созданием панорамы работают около восьми десятков художников, декораторов, монтажников. Не только участники команды «Невского баталиста», но и волонтеры.

Все, что сделано нами, — это ручной труд, — говорит Поштаренко. — Кропотливая работа буквально над каждым сантиметром.

Художник-бутафор Алена Казуркина, выпускница Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, работает на панораме уже второй месяц. Специально ради этого она приехала из Сибири — из маленького красивого города Дивногорска в Красноярском крае. «Пропавшие в кинохронике» — уже не первый проект «Невского баталиста», в котором она участвует…

Диорама9_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

А начинается наш путь по панораме вовсе не с войны. Первым делом мы попадаем в 1990‑е годы. Край Невского пятачка, дачный участок с домом и огородом. Работу ведет поисковый отряд. Как раз в те годы это движение, фактически выйдя из полуподпольного состояния, приобрело в нашей стране огромный размах.

Детство некоторых создателей панорамы пришлось как раз на то время поисковой вольницы, — поясняет координатор «Невского баталиста» Маргарита Попова. — Мне тоже довелось, будучи членом отряда «Шлиссельбург», принимать участие в подобных раскопках, только уже гораздо позднее. Как раз в тех местах, на пятачке. Мы нашли тогда останки двух десятков красноармейцев.

Ключевой сюжет экспозиции: среди «военного железа» поисковики обнаружили кинокамеру фронтового оператора. А следующий зал — то же место, но только осенью 1941 года. Та самая кинокамера в руках у оператора, на месте дачного дома — подбитый танк. Изображен разгар боя, медики выносят раненых…

Прямо на наших глазах человек в комбинезоне наносит на санитарные носилки специальный раствор, имитирующий кровь. Иван Журавлев — художник по военному костюму, он участвовал в съемках многих недавних фильмов про войну, в том числе «Девятаев» и «Спасти Ленинград».

Диорама17_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Это специальная «кинокровь», она не засыхает, — поясняет он…

Кинооператор или фотограф присутствуют практически в каждом эпизоде панорамы. Анатолий Погорелый, чьи кадры с Ижорского завода вошли в документальные ленты, появившиеся на экранах в 1942‑м. Евгений Шапиро, режиссер фильма «Антон Иванович сердится», снятого на «Ленфильме» накануне войны. Он ушел добровольцем и после ранения весной 1942‑го был определен в состав фронтовой киногруппы…

Вместе с Валентином Орлянкиным, одним из немногих кинооператоров, кто в августе 1942 года снимал страшную бомбежку Сталинграда, мы как будто бы бежим, пригибаясь под шквалом огня, по мосткам причала к берегу Волги. Вдалеке видны руины Сталинграда, уже пережившего многочисленные бомбежки…

Откуда‑то с потайной лестницы, ведущей в подземелье, выглядывает кинооператор Мария Сухова. Мы видим ее в белорусском партизанском госпитале, оборудованном в костеле. Сухова погибла в мае 1944‑го, когда бригады народных мстителей прорывались из вражеского окружения…

Декорации меняются, и мы оказываемся как будто бы весной 1945‑го на улице немецкого городка. Повсюду видны следы недавнего боя. Съемку хроники ведет кинооператор «Ленфильма» Ян Фрид, участвовавший в битве за Ленинград, освобождении Прибалтики и расписавшийся на Рейхстаге.

Диорама4_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Сам Рейхстаг, одна из надписей на котором гласит «Мы из кино!», — не финальная точка маршрута, как можно было бы предположить. Нам еще предстоит оказаться свидетелями Нюрнбергского процесса.

Мы попытались показать эпизод, имеющий совершенно точную дату — 19 февраля 1946 года, — поясняет Маргарита Попова, — когда советская сторона продемонстрировала обвиняемым фильм Романа Кармена, в который вошли шокирующие кадры зверств оккупантов. Фотографы, кинооператоры, даже психиатры внимательно наблюдали за выражением лиц подсудимых. Одни отворачивались, другие пытались придать лицу равнодушный вид, и только Герман Геринг выглядел вызывающе, всем видом показывая, что все это неправда, монтаж, подтасовка…

И, наконец, последний очень символичный эпизод: вокзал, поезд, на котором воины возвращаются на родину. Некоторые герои вполне узнаваемы: это наши любимые актеры, прошедшие войну: Юрий Никулин, Владимир Басов, Анатолий Папанов… Не менее известен много работавший на «Ленфильме» фронтовик Алексей Смирнов: он снялся в «Полосатом рейсе», «Свадьбе в Малиновке» и «В бой идут одни «старики».

Как отмечают создатели панорамы, в ней много намеков и отсылок к старым любимым лентам, которые, возможно, побудят людей пересмотреть их. И вспомнить песни Владимира Высоцкого, посвященные войне, поскольку певец, хоть и не был фронтовиком, будет одним из персонажей встречи на вокзале…

Не устали раз за разом изображать войну? — спрашиваю у Маргариты Поповой.

Да, трудно, конечно, поскольку приходится пропускать через себя все ее ужасы и трагедии, — отвечает она. — Но мы видим отклик людей, и это то, ради чего мы работаем.

#Ленфильм #экспозиция #Великая Отечественная война

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 26 (7109) от 14.02.2022 под заголовком «Мы из кино!».


Комментарии