Кинолента как вещдок. На «Ленфильме» создают новую панораму

– Мы сейчас строим новый проект на площадке «Ленфильма», приходите! Он будет посвящен фронтовым кинооператорам и фотокорреспондентам.От этого предложения Дмитрия Поштаренко, вместе со своей командой «Невский баталист» создавшего уже почти два десятка исторических панорам по всей России, отказаться едва ли было возможно. Тем более что мы знакомы уже довольно давно, со времен его первой выставки. Было это лет десять назад в городе Кировске.

Кинолента как вещдок. На «Ленфильме» создают новую панораму | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

...И вот теперь мы в 5-м павильоне «Ленфильма». Это бывший петербургский Центральный рынок  – творение архитектора Павла Мульханова, взявшего за образец берлинский продуктовый рынок. Он был открыт летом 1904 года, а спустя три десятилетия стал съемочным павильоном. В первые месяцы Великой Отечественной войны, когда «Ленфильм» еще не был эвакуирован, здесь продолжали работать актеры. Когда объявляли воздушную тревогу, они спускались в подвал  – в бомбоубежище.

 – Кстати, одна из наших «локаций» будет как раз посвящена этому эпизоду,  – поясняет Дмитрий Поштаренко.  – Более яркого диссонанса трудно себе представить: артисты в костюмах XIX века, занятые в съемках «Маскарада», пережидают бомбежку...

Вообще же «Ленфильм» сам по себе определяет тему. Если в прежней панораме, на «Севкабеле», в центре был простой сельский учитель, проходивший дорогами войны, то здесь героями станут самые разные люди, связанные с кино и фотографией. Те, кто сохранил живые кадры истории...

Работа над экспозицией началась еще в начале июля. Трудятся художники, декораторы, монтажники, скульпторы... Как и прежние панорамы, эта создается на средства президентского гранта. Рабочее название  – «Пропавшие в кинохронике».

Под сводами бывшего рынка уже видны очертания отдельных исторических эпизодов. Вот, карабкаясь на горку, замер с перебитой гусеницей танк «КВ», а вот переправа через реку, наведенная по сдвинутым лодкам...

 – Хочется показать войну без всякого пафоса  – рутинную, унылую, грязную, какой она предстает, к примеру, на снимках знаменитого фотокорреспондента ТАСС Всеволода Тарасевича, запечатлевшего Невский пятачок. Начнется же панорама историческим «предисловием», над которым мы сейчас трудимся вместе с рабочей группой «Ленфильма». Собираем материалы о деятельности самой киностудии до войны, во время нее, непосредственно о том, что происходило в стенах 5-го павильона,  – говорит Поштаренко.

А затем посетитель совершенно неожиданно для себя попадет в начало 1990-х годов  – на места раскопок, которые ведет поисковый отряд. Дмитрию ничего не нужно придумывать: это его собственный опыт, приобретенный на Невском пятачке. Бывшее поле боя, ставшее огородом. Посреди раскуроченных грядок с картошкой и морковкой  – останки бойцов, поржавевшие фрагменты оружия, ложки, кружки, котелки, некоторые с инициалами или фамилиями...

Кстати, помочь с «реквизитом» для экспозиции может каждый  – достаточно заглянуть на страницу «Невского баталиста» в соцсетях. «Ищем скопления недавно выкорчеванных корней в районе Петербурга и Ленинградской области. Если вы заметили место, где прошла техника, пожалуйста, сделайте несколько фото, отметьте геолокацию и отправьте нам. Это важно, ведь без таких деталей не получится реалистичная картина».

Поштаренко2_Г.jpg
 

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

...Обычно мы смотрим на войну глазами фоторепортеров и кинооператоров, а здесь окажемся в фокусе их объективов. Глазами ленфильмовцев увидим прифронтовой Ижорский завод. Побываем вместе с кинооператорами в кабине транспортного самолета «Дуглас»: он приземлился в Мурманске, в него загружают боеприпасы и продовольствие, полученное по ленд-лизу.

Образы  – портретные, реально существовавших людей. Например, Евгения Шапиро, работавшего на «Ленфильме» оператором-постановщиком. Перед войной он успел снять фильм «Антон Иванович сердится». Ушел на фронт, командовал ротой, в 1942-м был ранен, а после выздоровления стал военным кинооператором...

Еще один герой  – кинооператор Владимир Сущинский, мастер боевого репортажа, погибший в феврале 1945-го при штурме Бреслау. Осколок настиг его, когда он поднялся на железнодорожную насыпь, чтобы снять оттуда панораму сражения. Сущинский упал, смертельно раненный в голову, а камера продолжала снимать. С поля боя его вынес товарищ по фронтовой киногруппе, Николай Быков, который сам через несколько дней погиб во время съемок.

 – Мы задумали нашу экспозицию многослойной, многоуровневой,  – рассказывает Поштаренко.  – Например, по ней можно будет проводить экскурсии, посвященные актерам-фронтовикам, которые тоже станут героями панорамы. Человек будет идти по ней, видеть бойцов и понимать, что их лица хорошо знакомы ему по киноэкрану. Владимир Басов, Юрий Никулин, Михаил Пуговкин, Владимир Этуш...

Дороги войны приведут в победный 1945-й. Посетитель заглянет в логово нацистской пропаганды  – условно говоря, в «лабораторию» Геббельса. А затем увидит фрагмент зала, где идет Нюрнбергский процесс над главными фашистскими преступниками. Как раз в тот самый момент, когда им показывают подготовленный Романом Карменом фильм, ставший документальным обвинением.

Советские кинооператоры сделали тогда очень важное дело на многие десятки, если не на сотни лет вперед: задокументировали преступления нацистов. И кино, ставшее вещественным доказательством, стало приговором злодейству.

Открытие панорамы намечено на начало будущего года. Команда «Невского баталиста» рассчитывает, что эта экспозиция окажется не временной, как на «Севкабеле», а просуществует более протяженный срок.

Кстати. Панорамы, созданные Дмитрием Поштаренко и его командой, можно увидеть в семи музеях России и Белоруссии. «Прорыв»  – в музее-заповеднике «Прорыв блокады Ленинграда» близ города Кировска. «Битва за Берлин. Подвиг знаменосцев» и «Великий Новгород, 1944» размещены в Музее Победы на Поклонной горе в Москве. «Кенигсберг-45. Последний штурм»  – в Калининградском историко-художественном музее. «Десант на Шумшу. Последний остров войны» и «Освобождение Южного Сахалина»  – в музейно-мемориальном комплексе «Победа» в Южно-Сахалинске.

Три панорамы посвящены обороне Брестской крепости: одна расположена в ней самой, другая  – в комплексе на Поклонной горе в Москве, третья  – в Музее истории молодежного движения в Рязани. И, наконец, действует «Поезд Победы», курсирующий по всей стране.

#проект #Ленфильм #открытие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 162 (7000) от 01.09.2021 под заголовком «Кинолента как вещдок».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?