На «Ленфильме» состоялась премьера нового сезона киноальманаха «Живые мемории»

На «Ленфильме» состоялась премьера нового сезона киноальманаха «Живые мемории» | ФОТО Denise Jans on Unsplash

ФОТО Denise Jans on Unsplash

Как рассказывает Ирина Разумовская, одна из авторов идеи, этот проект родился пять лет назад. В основу его были положены мемуары российских писателей, художников, композиторов, меценатов и других интересных людей, живших в XIX – ХХ столетиях и ставших свидетелями исторических событий и всевозможных перемен. Каждая серия складывается из нескольких эпизодов. Каждый эпизод представляет собой сплав чьих‑то воспоминаний с их же современной анимацией.

Читая книги, мы часто внутри себя как бы снимаем фильм, визуализируем сюжетные коллизии и персонажей. Этот проект построен по тому же принципу, только работа уже проделана — за читателя, вместо него. Известный артист озвучивает фрагменты мемуаров, хороший художник запечатлевает образы, возникающие в слове. Специально написанная музыка придает зрелищу объем. Короткий информационный блок снабжает полезными сведениями об авторах и героях.

В двух первых сезонах были творчески переосмыслены вырезки из текстов Федора Достоевского и Ивана Бунина, воспоминаний живописца Михаила Нестерова, великой княгини Ольги Александровны Романовой и других.

Первая серия третьего сезона представляет эпизоды из жизни художника Василия Перова, поэта Марины Цветаевой, артиста Александра Вертинского, богослова Сергея Дурылина, скульптора Сергея Коненкова, театроведа Тамары Петкевич, кинорежиссера Андрея Тарковского. Впервые все истории объединены общей темой — «Отцы и дети», которая в каждом случае разыгрывается по‑новому.

Из «Рассказов художника» Перова выбрана трогательная история о матери мальчика Васи, который позировал мастеру для картины «Тройка». Женщину, вскоре потерявшую сына, живописец называет «идеалом материнской любви и смирения». Из «Автобиографической прозы» Цветаевой выкроена та часть, где она рассказывает о своих родителях и создании Музея изящных искусств имени императора Александра III (ныне Пушкинского музея). Вертинский представлен воспоминаниями о рано ушедших родителях, которых он практически не знал, и образе Богоматери, которому молился (читай книгу «Дорогой длинною…»). Дурылин — о роли няни в его жизни и не только («Няня. Кто нянчил русских гениев»).

Коненков — отдельная история. О первом учителе и первом наказании. Помните, как Том Сойер, персонаж Марка Твена, мечтал, что на его похоронах все близкие раскаются и пожалеют о недостаточно нежном и бережном отношении к нему? Тут похожая история. Подробности — в книге скульптора «Мой век» и киноальманахе «Живые мемории».

У Тамары Петкевич и Андрея Тарковского еще сложнее. Наступает ХХ век — революция, тектонические разломы внутри семьи, конфликт сознания и подсознания, веры и безверия…

Визуальный ряд к каждому эпизоду решен в стилистике, близкой автору по времени. Нет, анимация воспоминаний Перова не является калькой с его эскизов. Но она очевидно навеяна его и его соратников-передвижников манерой с поправкой на современное восприятие. Точно так же, как нарисованная история Вертинского близка и афишам артиста, и самому стилю модерн, питавшему его творчество. Однако дополнена привкусом нашего нынешнего отношения к тому времени — уважительного и одновременно ироничного.

Понятно, что оживляя «Мартиролог. Дневники» Тарковского, художники создали оммаж его творчеству, его видению мира. В случае с Цветаевой получившаяся картинка мало созвучна ее мироощущению. Только что цвета — синий и золотой — очевидно сняты с ее строк: «Над синевою подмосковных рощ накрапывает колокольный дождь». Остальное — слишком умильно, слишком воздушно для ее жара, дара, для умения страстно и откровенно пристрастно интерпретировать действительность. Зато все нарисованное хорошо вписано в общий ностальгический тон и колорит альманаха.

Тексты читают артисты Максим Матвеев, Юлия Снигирь, Дмитрий Лысенков, Евгений Ткачук, Николай Чиндяйкин, Евгений Миронов, Евгения Симонова. Противопоставить их обаянию хоть что‑то можно, но сложно. Вопрос в том, готов ли зритель принять ту точку зрения, которая ему транслируется, или желает составить собственное представление об авторах и героях историй. О той истории, которую мы, может быть, знаем по учебникам, но хотим понять, пропустить сквозь себя с помощью живых свидетельств.

Для тех, кто решится, есть печатные книги и их электронные версии, картины и скульптуры, с которыми можно познакомиться лично. Музеи, в которые для этого надо отправиться, перечислены в фильме: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Театральный музей имени А. А. Бахрушина, Мемориальный дом-музей С. Н. Дурылина, Музей скульптуры С. Т. Коненкова, Мемориальный дом Андрея Тарковского. И, пожалуй, лучшим свидетельством успеха проекта «Живые мемории» станет не количество просмотров, а количество посещений этих музеев, количество прочтений книг, фрагменты из которых могут стать точкой отсчета для каждого из зрителей на их собственном пути погружения в живую историю.

Возрастное ограничение 16+

Читайте также:

«Только пела, только любила». В театре «Зазеркалье» состоялась премьера оперы «Тоска»

Чапаев в Казенном доме. Стартовал восьмой сезон проекта «Наследие окраин»


#Ленфильм #кинематограф #премьера

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 106 (7928) от 17.06.2025 под заголовком «С чего начинается память».


Комментарии