На «Ленфильме» открылась выставка, посвященная петербургскому кинорежиссеру Виталию Мельникову

На «Ленфильме» открылась выставка, посвященная петербургскому кинорежиссеру Виталию Мельникову | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Как представить Виталия Мельникова? Режиссер, сценарист, народный артист РСФСР, последний ученик Сергея Эйзенштейна… Больше скажут названия фильмов, которые он снял: «Начальник Чукотки», «Здравствуй и прощай», «Старший сын», «Женитьба», «Вый­ти замуж за капитана», «Отпуск в сентябре», «Бедный, бедный Павел»…

Подробности — в словах артистов, которые с ним работали, и критиков, которые о нем писали. И, конечно, есть его собственные слова, воспоминания — книга «Жизнь. Кино». Именно она дала название выставке, ставшей и продолжением, и иллюстрацией к мемуарам.

«Для Виталия Вячеславовича Мельникова вся жизнь была кинематографом, и его кинематограф — это его жизнь», — сказал, открывая экспозицию, киновед, драматург и режиссер Александр Поздняков. Выставка так и построена — на сопоставлении двух параллельных прямых, которым не дано пересечься, но вполне возможно слиться. «У нас есть одна линия — линия жизни, и вторая — съемочная площадка, образы времени и образы фильмов. Между ними зритель путешествует по экспозиции, обращая внимание на даты жизни, на личные вещи и в то же время на образы, которые попадали в кинофильмы», — рассказал Никита Сазонов, один из художников, оформивших выставку.

Вдоль стены — стенды и витрины, рассказывающие о биографии мастера. Ключевые даты, короткие справки о главных событиях жизни, детские фото, похвальная грамота ученику 4‑го класса средней школы № 65 Мельникову Виталию, правительственные телеграммы, приглашения на кинопросмотры, режиссерские версии сценариев, письма зрителей…

У стены противоположной — инсталляции, экраны, афиши, костюмы героев исторических фильмов Мельникова. Вместо витрин — чемоданы, и в каждом из них — натюрморт, подборка предметов — воспоминаний о жизни советского кино. Распахнутый холодильник, а в нем — коробки с кинолентами. Несколько выпотрошенных телевизоров в ряд, в них — полезный реквизит (бокалы и бутылка, дамская шляпка и изящный ботинок на шнуровке, кастрюля и другая утварь). Зато на кухонном столе, прямо на столешнице демонстрируются фрагменты из кинолент. Экранами служат и картинные рамы, и просто стена. Жизнь и кино представлены, как сообщающиеся сосуды. Они сплавляются и перетекают друг в друга.

В конце тоннеля (то есть выставочного зала) — огромная тарелка с именами тех, с кем работал Мельников, его команды. В кино есть традиция: в первый съемочный день нового фильма все, кто принимает в нем участие, расписываются на тарелке. Потом тарелку разбивают, а осколки разбирают на память. Один такой осколок представлен в витрине. А целая тарелка (огромный, как блюдо, муляж) — в финале. На стенах вокруг — слова, которые сказали о режиссере артисты, работавшие с ним. В их числе — Светлана Крючкова, Виктор Сухоруков, Людмила Зайцева, Михаил Морозов.

Дальше — маленький кинозал, где можно посмотреть видео с подборкой фотографий и услышать голос Виталия Мельникова. Режиссер рассказывает, как однажды нашел коробку со своими старыми значками. «Я был октябренком и ворошиловским стрелком, я был готов к труду и обороне», — вспоминает Виталий Вячеславович. Именно эта находка вдохновила его и стала началом книги воспоминаний.

На экспозиции есть жестяная коробка со значками, принадлежавшая Мельникову. Оказывается, он был не только ворошиловским стрелком, но и победителем соцсоревнования, депутатом городского совета… Пережил войну и послевоенные годы, оттепель, застой и перестройку… И все это он переплавил, перелил в свои фильмы.


#режиссер #выставка #ленфильм

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 244 (7573) от 26.12.2023 под заголовком «Жизнь и кино — сообщающиеся сосуды».


Комментарии