Музыка помогает жить. 100-летняя женщина-врач рассказала о работе фониатром

Старинная усадьба на Петровском острове окружена садом. Дом ветеранов сцены основала в 1896 году актриса Мария Гавриловна Савина. Она хотела создать для престарелых артистов не богадельню, а убежище, где они должны были найти «покой, комфорт и бережное отношение за свой труд». Я приехала сюда в гости к Валентине Ивановне Парашиной, которой 23 февраля исполнилось сто лет.

Музыка помогает жить. 100-летняя женщина-врач рассказала о работе фониатром | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Полжизни она проработала врачом-фониатром в Консерватории и Кировском (ныне Мариинском) театре: лечила голоса оперных певцов. Среди ее пациентов - Ирина Богачева, Елена Образцова, Галина Ковалева, Владимир Атлантов, Василий Герелло. Помогала она и гастролерам, будь то приезжавшая в родной город из Москвы прима Большого театра Галина Вишневская или шведский оперный певец Николай Гедда.

Уютная комната с балконом, красивая старинная мебель. Окно, выходящее в сад, чуть приоткрыто. Валентина Ивановна - хрупкая, изящная женщина, одетая просто, но элегантно. У нее удивительно живые сияющие глаза. Видно, что она рада посетителям и возможности пообщаться.

- Валентина Ивановна, расскажите, пожалуйста, как вы стали фониатром.

- Я училась в медицинском институте в Москве. Но началась война. Работала в военном госпитале, без выходных, сутками. Познакомилась со своим будущим мужем, а он был ленинградцем. После Победы переехала к нему. И хотя у меня был накопленный в войну опыт работы, образование мое сочли незаконченным. Мы назывались «зауряд-врачи» и не имели права работать в медицине. Тогда я снова пошла учиться - поступила в Первый медицинский институт. А потом в ординатуру Института уха, горла и носа. Так я совершенствовалась в своей профессии.

- Почему вы пошли работать в Консерваторию? Любили оперу?

- Музыку я любила всегда. А за полвека работы с певцами выучила почти наизусть многие оперы.

- Чему вы учили своих подопечных?

- Я всегда старалась объяснять, как нужно следить за голосом, призывала беречь этот драгоценный, данный природой и отшлифованный образованием инструмент.

- И как же?

- Нельзя петь слишком много, без отдыха. При большой нагрузке можно сорвать голос. Нельзя курить ни в коем случае - это губительно для голосовых связок. Нельзя кричать, шуметь. Нельзя резко худеть. Как спортсмены, певцы должны соблюдать строгий режим. Особенно с течением времени. Ведь с годами часто голос начинает «уходить», вибрировать, появляется хрипотца.

- Валентина Ивановна, сейчас популярны оперы на пленэре. В Петербурге уже несколько лет проходит на городских улицах и площадях фестиваль «Опера - всем». Нередко летом оперные певцы дают концерты и на Дворцовой площади. Даже в сильный дождь. Это вредно для голоса?

- Сырая погода, холод, конечно, вредны.

- Но ведь бывает так, что человек стареет, а голос остается молодым, звонким, сильным. Примеров много. Вот Пласидо Доминго... От чего это зависит?

- Тут комплекс причин. Прежде всего - хорошая вокальная школа. Очень важно начинающему певцу попасть в хорошие руки. Ну и природа, гены. Если все это присутствует и певец бережет голос, можно и до ста лет петь.

- С кем из певцов вы дружили?

- С Ирочкой Богачевой. Она, к сожалению, летом ушла из жизни. Когда я устраивалась сюда, в Дом ветеранов сцены, Ира дала мне рекомендацию. Сказала, что, после того как я ушла из Консерватории, у них больше не было хороших фониатров. Она много лет преподавала, воспитала поколение прекрасных певцов.

Много общалась я с Леночкой Образцовой. Тоже удивительная была певица и светлый человек.

- На ваш взгляд, что так пленяло публику по всему миру в ее голосе?

- Очень красивый тембр. Это природа. А второе - прекрасная школа. Лена с детства занималась, начала во Дворце пионеров, ребенком пела в хоре.

- Валентина Ивановна, часто можно слышать о голосах оперных певцов - лирический тенор или, скажем, драматический. Что это значит?

- Это характеризует тембр и силу голоса. И в какой-то мере его окраску. Лирический - серебристый, светлый. Драматический - более «темный», глубокий. Но есть певцы, которые так виртуозно владеют голосом, меняя его окраску и силу, что блестяще выступают и, скажем, в лирической партии Ленского в «Евгении Онегине», и в драматической - Германа в «Пиковой даме». Очень важно, чтобы переход совершался при помощи педагога, чтобы не было срывов голоса. И врач-фониатр может помочь советами.

- Вы часто оставались в театре, когда шли оперы?

- Всегда! У нас в Кировском театре был такой порядок - врач дежурит, особенно во время больших опер - «Иван Сусанин», «Борис Годунов». Но, конечно, необязательно было сидеть в зрительном зале, можно в медпункте, где была слышна трансляция.

- А, собственно, что могло случиться?

- Да что угодно! Вот представьте - Лена Образцова приехала из Москвы петь с Атлантовым в «Кармен» Бизе. Это была ее коронная партия, шикарно получалось, огромный успех у публики. И вот случилось так, что он в роли страстно влюбленного Хосе неудачно толкнул свою Кармен, она упала и сломала руку. А бывает, что и голос срывается.

- И чем тут можно помочь?

- Можно сделать вливания, массаж, инъекции.

- Сейчас вы бываете в театре?

- Я бы с радостью. Но не могу, ноги не ходят, передвигаюсь с ходунками. Но мы часто собираемся здесь в савинской гостиной и смотрим фильмы-оперы или оперные спектакли в записи. Недавно вот слушали «Пиковую даму». Я вспоминала, как хороша в этой партии была Елена Образцова. Музыка помогает жить.

- Валентина Ивановна, спасибо, и позвольте поздравить вас с юбилеем и пожелать здоровья. А еще - как ветерана войны - с 75-летием Победы, которое мы будем отмечать 9 мая.

#врачи #ветераны #опера #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 040 (6638) от 05.03.2020 под заголовком «Музыка помогает жить».


Комментарии