Музыка помогает жить. 100-летняя женщина-врач рассказала о работе фониатром
Старинная усадьба на Петровском острове окружена садом. Дом ветеранов сцены основала в 1896 году актриса Мария Гавриловна Савина. Она хотела создать для престарелых артистов не богадельню, а убежище, где они должны были найти «покой, комфорт и бережное отношение за свой труд». Я приехала сюда в гости к Валентине Ивановне Парашиной, которой 23 февраля исполнилось сто лет.
ФОТО АВТОРА
Полжизни она проработала врачом-фониатром в Консерватории и Кировском (ныне Мариинском) театре: лечила голоса оперных певцов. Среди ее пациентов - Ирина Богачева, Елена Образцова, Галина Ковалева, Владимир Атлантов, Василий Герелло. Помогала она и гастролерам, будь то приезжавшая в родной город из Москвы прима Большого театра Галина Вишневская или шведский оперный певец Николай Гедда.
Уютная комната с балконом, красивая старинная мебель. Окно, выходящее в сад, чуть приоткрыто. Валентина Ивановна - хрупкая, изящная женщина, одетая просто, но элегантно. У нее удивительно живые сияющие глаза. Видно, что она рада посетителям и возможности пообщаться.
- Валентина Ивановна, расскажите, пожалуйста, как вы стали фониатром.
- Я училась в медицинском институте в Москве. Но началась война. Работала в военном госпитале, без выходных, сутками. Познакомилась со своим будущим мужем, а он был ленинградцем. После Победы переехала к нему. И хотя у меня был накопленный в войну опыт работы, образование мое сочли незаконченным. Мы назывались «зауряд-врачи» и не имели права работать в медицине. Тогда я снова пошла учиться - поступила в Первый медицинский институт. А потом в ординатуру Института уха, горла и носа. Так я совершенствовалась в своей профессии.
- Почему вы пошли работать в Консерваторию? Любили оперу?
- Музыку я любила всегда. А за полвека работы с певцами выучила почти наизусть многие оперы.
- Чему вы учили своих подопечных?
- Я всегда старалась объяснять, как нужно следить за голосом, призывала беречь этот драгоценный, данный природой и отшлифованный образованием инструмент.
- И как же?
- Нельзя петь слишком много, без отдыха. При большой нагрузке можно сорвать голос. Нельзя курить ни в коем случае - это губительно для голосовых связок. Нельзя кричать, шуметь. Нельзя резко худеть. Как спортсмены, певцы должны соблюдать строгий режим. Особенно с течением времени. Ведь с годами часто голос начинает «уходить», вибрировать, появляется хрипотца.
- Валентина Ивановна, сейчас популярны оперы на пленэре. В Петербурге уже несколько лет проходит на городских улицах и площадях фестиваль «Опера - всем». Нередко летом оперные певцы дают концерты и на Дворцовой площади. Даже в сильный дождь. Это вредно для голоса?
- Сырая погода, холод, конечно, вредны.
- Но ведь бывает так, что человек стареет, а голос остается молодым, звонким, сильным. Примеров много. Вот Пласидо Доминго... От чего это зависит?
- Тут комплекс причин. Прежде всего - хорошая вокальная школа. Очень важно начинающему певцу попасть в хорошие руки. Ну и природа, гены. Если все это присутствует и певец бережет голос, можно и до ста лет петь.
- С кем из певцов вы дружили?
- С Ирочкой Богачевой. Она, к сожалению, летом ушла из жизни. Когда я устраивалась сюда, в Дом ветеранов сцены, Ира дала мне рекомендацию. Сказала, что, после того как я ушла из Консерватории, у них больше не было хороших фониатров. Она много лет преподавала, воспитала поколение прекрасных певцов.
Много общалась я с Леночкой Образцовой. Тоже удивительная была певица и светлый человек.
- На ваш взгляд, что так пленяло публику по всему миру в ее голосе?
- Очень красивый тембр. Это природа. А второе - прекрасная школа. Лена с детства занималась, начала во Дворце пионеров, ребенком пела в хоре.
- Валентина Ивановна, часто можно слышать о голосах оперных певцов - лирический тенор или, скажем, драматический. Что это значит?
- Это характеризует тембр и силу голоса. И в какой-то мере его окраску. Лирический - серебристый, светлый. Драматический - более «темный», глубокий. Но есть певцы, которые так виртуозно владеют голосом, меняя его окраску и силу, что блестяще выступают и, скажем, в лирической партии Ленского в «Евгении Онегине», и в драматической - Германа в «Пиковой даме». Очень важно, чтобы переход совершался при помощи педагога, чтобы не было срывов голоса. И врач-фониатр может помочь советами.
- Вы часто оставались в театре, когда шли оперы?
- Всегда! У нас в Кировском театре был такой порядок - врач дежурит, особенно во время больших опер - «Иван Сусанин», «Борис Годунов». Но, конечно, необязательно было сидеть в зрительном зале, можно в медпункте, где была слышна трансляция.
- А, собственно, что могло случиться?
- Да что угодно! Вот представьте - Лена Образцова приехала из Москвы петь с Атлантовым в «Кармен» Бизе. Это была ее коронная партия, шикарно получалось, огромный успех у публики. И вот случилось так, что он в роли страстно влюбленного Хосе неудачно толкнул свою Кармен, она упала и сломала руку. А бывает, что и голос срывается.
- И чем тут можно помочь?
- Можно сделать вливания, массаж, инъекции.
- Сейчас вы бываете в театре?
- Я бы с радостью. Но не могу, ноги не ходят, передвигаюсь с ходунками. Но мы часто собираемся здесь в савинской гостиной и смотрим фильмы-оперы или оперные спектакли в записи. Недавно вот слушали «Пиковую даму». Я вспоминала, как хороша в этой партии была Елена Образцова. Музыка помогает жить.
- Валентина Ивановна, спасибо, и позвольте поздравить вас с юбилеем и пожелать здоровья. А еще - как ветерана войны - с 75-летием Победы, которое мы будем отмечать 9 мая.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 040 (6638) от 05.03.2020 под заголовком «Музыка помогает жить».
Комментарии