Музейный вирус. В «Манеже» развернется 100-летняя история пригородных императорских резиденций

В ЦВЗ «Манеж» развернут выставочный блокбастер — «Хранить вечно». Им бывшие пригородные императорские резиденции «Гатчина», «Павловск», «Петергоф» и «Царское Село» отмечают столетие своей музейной жизни.

Музейный вирус. В «Манеже» развернется 100-летняя история пригородных императорских резиденций | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Лучшей площадки для масштабного действа найти невозможно. Обновленный центральный выставочный зал способен трансформировать пространство под любой замысел. На этот раз оно преобразовано в театральное закулисье. Почему это произошло, рассказывает директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова:

— Когда четыре заповедника осознали, что грядет общий юбилей, была высказана здравая идея отмечать его вместе. Одним из рискованных предложений было сделать не совсем выставку, а театрализованное действо, то, что мы теперь называем музейно-театральный проект. Это попытка разговаривать с посетителями на другом языке. Привлечь аудиторию к нашей потрясающей истории, о которой мало кто знает. Сразу возникло имя человека, который может это осуществить, — художественный руководитель БДТ им. Г. А. Товстоногова Андрей Могучий.

Режиссер вспоминает, что, по театральным меркам, проект создавался долго. Год ушел на изучение материала, поиски тактики показа. В работе были задействованы больше трех сотен людей. Художественную концепцию придумала художник-постановщик Вера Мартынов. В творческой бригаде трудились мультипликаторы, аниматоры, художники, композиторы.

Смелость проявили специалисты музейного дела, они доверились взгляду на свою историю «со стороны» и позволили смешать музейные вещи с предметами для театральных декораций.

Первое, что видит зритель, — театральный занавес и стулья. Он попадает в театр, где спектакль начинается за кулисами.

Сюжетная основа выставки-спектакля — история девочки. Образ вымышленный, собирательный, в котором отразилось много судеб и историй. Если коротко, героиня родилась в Царском Селе, работала в Петергофе, в войну была в Павловске, восстанавливала Гатчину. Через эту личную историю прослеживается история разных дворцов в разные периоды времени.

Вымышленный персонаж говорит голосом Алисы Фрейндлих. Этот голос в наушниках сопровождает зрителей на всем пространстве выставки. Без этого понять, что происходит, сложно. Музейных этикеток, исторических справок — нет.

Хронометраж экскурсии в музейное прошлое — полтора часа. Это не значит, что следует пройти весь сеанс. Пространство «Манежа» оснащено маячками. Как только зритель входит в определенную зону, включается соответствующий текст в наушниках. Он привязан к той части «пьесы», которая посетителю интересна.

Повествование строится по хронологическому принципу от Февральской революции до наших дней. В каждой части экспозиции театральными средствами создан образ времени. Речь не об исторической достоверности в деталях, скорее об эмоциях.

Первая часть — Александровский дворец Царского Села, где с семьей живет отрекшийся от престола император. Мебель, позолота, детские игрушки... Кукольный театр в витрине — подлинный экспонат, к остальному можно прикоснуться. Много изображений — документы, фотографии...

Комната, в центре которой гора чемоданов, — отъезд царской семьи в последнее путешествие. Ситуация трагическая, но глазами ребенка это отъезд в Крым.

Комната безвременья для дворцов — гора упакованных вещей и мебели. Старые хозяева уехали, новые не вступили в права.

Во дворцы приходит новая власть и новые агитационные задачи. Появляются люди, которые раньше близко к дворцам не подходили. Для них правила пользования парком: нельзя полоскать белье в прудах, пасти коров на лугу. Корова из фанеры — символ.

Со стен постепенно сползает позолота, на полу появляется кровь.

Центральное пространство «Манежа» — инсталляция ЦПКиО 1930-х. Видеофильм, основанный на документах эпохи, иллюстрирует историю.

Символ войны, эвакуации — вагон. Подлинную теплушку предоставила компания «РЖД». Военные разрушения символизирует инсталляция из месива кирпичей, мусора и подлинных архитектурных деталей.

В финале — сцена возрождения дворцов. На белоснежных стенах надписи от руки дублируют записи в документах и дневниках. Здесь же фотографии из домашних архивов с 1918-го по нынешний год.

На открытии проекта кто-то из творческой бригады произнес: «Мы подхватили музейный вирус». Андрей Могучий сказал так: «Я благодарен этому году, потому что узнал больше, чем за всю жизнь, родившись в этом городе, посещая любимые пригородные резиденции. Иногда мне казалось, что я живу в том времени, о котором пишется сценарий».

#Манеж #выставка #история #проект

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 174 (6273) от 20.09.2018 под заголовком «Музейный вирус не опасен».


Комментарии