Музейный вирус. В «Манеже» развернется 100-летняя история пригородных императорских резиденций
В ЦВЗ «Манеж» развернут выставочный блокбастер — «Хранить вечно». Им бывшие пригородные императорские резиденции «Гатчина», «Павловск», «Петергоф» и «Царское Село» отмечают столетие своей музейной жизни.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Лучшей площадки для масштабного действа найти невозможно. Обновленный центральный выставочный зал способен трансформировать пространство под любой замысел. На этот раз оно преобразовано в театральное закулисье. Почему это произошло, рассказывает директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова:
— Когда четыре заповедника осознали, что грядет общий юбилей, была высказана здравая идея отмечать его вместе. Одним из рискованных предложений было сделать не совсем выставку, а театрализованное действо, то, что мы теперь называем музейно-театральный проект. Это попытка разговаривать с посетителями на другом языке. Привлечь аудиторию к нашей потрясающей истории, о которой мало кто знает. Сразу возникло имя человека, который может это осуществить, — художественный руководитель БДТ им. Г. А. Товстоногова Андрей Могучий.
Режиссер вспоминает, что, по театральным меркам, проект создавался долго. Год ушел на изучение материала, поиски тактики показа. В работе были задействованы больше трех сотен людей. Художественную концепцию придумала художник-постановщик Вера Мартынов. В творческой бригаде трудились мультипликаторы, аниматоры, художники, композиторы.
Смелость проявили специалисты музейного дела, они доверились взгляду на свою историю «со стороны» и позволили смешать музейные вещи с предметами для театральных декораций.
Первое, что видит зритель, — театральный занавес и стулья. Он попадает в театр, где спектакль начинается за кулисами.
Сюжетная основа выставки-спектакля — история девочки. Образ вымышленный, собирательный, в котором отразилось много судеб и историй. Если коротко, героиня родилась в Царском Селе, работала в Петергофе, в войну была в Павловске, восстанавливала Гатчину. Через эту личную историю прослеживается история разных дворцов в разные периоды времени.
Вымышленный персонаж говорит голосом Алисы Фрейндлих. Этот голос в наушниках сопровождает зрителей на всем пространстве выставки. Без этого понять, что происходит, сложно. Музейных этикеток, исторических справок — нет.
Хронометраж экскурсии в музейное прошлое — полтора часа. Это не значит, что следует пройти весь сеанс. Пространство «Манежа» оснащено маячками. Как только зритель входит в определенную зону, включается соответствующий текст в наушниках. Он привязан к той части «пьесы», которая посетителю интересна.
Повествование строится по хронологическому принципу от Февральской революции до наших дней. В каждой части экспозиции театральными средствами создан образ времени. Речь не об исторической достоверности в деталях, скорее об эмоциях.
Первая часть — Александровский дворец Царского Села, где с семьей живет отрекшийся от престола император. Мебель, позолота, детские игрушки... Кукольный театр в витрине — подлинный экспонат, к остальному можно прикоснуться. Много изображений — документы, фотографии...
Комната, в центре которой гора чемоданов, — отъезд царской семьи в последнее путешествие. Ситуация трагическая, но глазами ребенка это отъезд в Крым.
Комната безвременья для дворцов — гора упакованных вещей и мебели. Старые хозяева уехали, новые не вступили в права.
Во дворцы приходит новая власть и новые агитационные задачи. Появляются люди, которые раньше близко к дворцам не подходили. Для них правила пользования парком: нельзя полоскать белье в прудах, пасти коров на лугу. Корова из фанеры — символ.
Со стен постепенно сползает позолота, на полу появляется кровь.
Центральное пространство «Манежа» — инсталляция ЦПКиО 1930-х. Видеофильм, основанный на документах эпохи, иллюстрирует историю.
Символ войны, эвакуации — вагон. Подлинную теплушку предоставила компания «РЖД». Военные разрушения символизирует инсталляция из месива кирпичей, мусора и подлинных архитектурных деталей.
В финале — сцена возрождения дворцов. На белоснежных стенах надписи от руки дублируют записи в документах и дневниках. Здесь же фотографии из домашних архивов с 1918-го по нынешний год.
На открытии проекта кто-то из творческой бригады произнес: «Мы подхватили музейный вирус». Андрей Могучий сказал так: «Я благодарен этому году, потому что узнал больше, чем за всю жизнь, родившись в этом городе, посещая любимые пригородные резиденции. Иногда мне казалось, что я живу в том времени, о котором пишется сценарий».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 174 (6273) от 20.09.2018 под заголовком «Музейный вирус не опасен».
Комментарии