Музейная мозаика. Избранное к 100-летию Музея города – в Петропавловской крепости

В Инженерном доме Петропавловской крепости открыта выставка «Избранное. К 100-летию Музея города». Из собрания музея истории Санкт-Петербурга.

Музейная мозаика. Избранное к 100-летию Музея города – в Петропавловской крепости | Александр Траугот. Из серии работ по мотивам повести Н. Гоголя «Шинель». 1965. Фарфор, рельеф, роспись надглазурная полихромная, люстр, позолота. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Александр Траугот. Из серии работ по мотивам повести Н. Гоголя «Шинель». 1965. Фарфор, рельеф, роспись надглазурная полихромная, люстр, позолота. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Музей истории Петербурга - это воплощенная во вполне материальных вещах память нашего города. И, как водится, можно условно разделить ее, эту самую память, на активную и пассивную. Некоторые воспоминания сопровождают нас, петербуржцев, всю жизнь, и мы снова и снова радуемся, глядя на памятники, подтверждающие - да, так оно и было! Но есть и другой слой - подробности, которые мы знаем, но не помним, которые изучали, но не успели полюбить. Известно ведь, что лучший способ запомнить что-нибудь, начиная от исторических дат и заканчивая номером телефона, это раскрасить полезную информацию эмоциями.

Выставка, которая открыта сейчас в Инженерном доме Петропавловской крепости, похожа на ту самую часть нашей памяти, которая скрыта от нас самих. Здесь представлены по большей части те вещи (факты, истории), о которых мы наверняка слышали когда-то, но позабыли - впечатление оказалось недостаточно ярким. Кураторы выставки постарались дать им и нам еще один шанс.

К примеру, в одной из витрин представлены ключи от Северной столицы, символ власти над ней. Такие ключи были у всех городов в те далекие времена, когда городская стена защищала их от врагов не символически, а реально. Ими действительно можно было отпереть ворота и впустить в город захватчиков или освободителей. Однако Петербург - город довольно молодой, он никогда не был окружен стеной. Ключи для Северной столицы (их два - ведь ее покровитель, Святой Петр, владеет двумя ключами от рая) изготовили во второй половине XVIII века и хранили их, как реликвию, в Городской думе. До тех пор пока после Октябрьской революции они не были переданы в Музей города, коллекции которого затем перешли по наследству Музею истории Петербурга. И вот теперь их представляют нам, зрителям, напоминая о том, что на самом деле виртуальные ключи от памяти города есть у каждого из нас.

Другую историю со счастливым концом рассказывают две вазы и одно блюдо из калканской яшмы (она получила свое название от озера Калкан, о холодных водах которого напоминает ее цвет - серо-стальной). Все они происходят из коллекции Музея города (к 100-летию которого приурочена выставка), куда в свое время попали из Аничкова дворца, где этот музей располагался. И если вазы хранились в фондах с тех самых пор до нашего времени, то блюдо покинуло собрание на волне распродаж и вернулось совсем недавно, в 2017 году. Его разместили так, чтобы зритель мог рассмотреть все подробности и увидеть наклейку, свидетельствующую о происхождении. Благодаря ей экспонат удалось опознать и вернуть. Это внушает надежду на то, что и многие другие ошибки могут быть исправлены.

Дальше еще интереснее. Перед нами ларец, украшенный пластинами из резной кости, - очаровательная вещица, в которой прежде наверняка хранили деловые письма и любовные записки. Он изготовлен в Холмогорах в середине XVIII столетия. Перед выставкой его отреставрировали, и выяснилось, что в качестве цветной подкладки в нем были использованы фрагменты письма, адресованного императрице Анне Иоанновне. Точнее, кусочки черновика, обратную сторону которых раскрасили. О чем писал неизвестный житель Российской империи императрице, сотрудники музея не рассказывают, давая нам шанс самим сочинить это письмо заново.

Простор для фантазии оставляет и совершенно очаровательное лоскутное панно, созданное актрисой, танцовщицей, художницей Ольгой Глебовой-Судейкиной по эскизу ее не менее талантливого мужа Сергея Судейкина. В кружевной карете едут на бал по цветущему лугу две легкомысленные маркизы. Их кучер - в пудреном парике, конь - в яблоках.

«Какая тонкая и нежная красота, с некоторой потусторонностью, загадочная красота русалки, какие невиданные волосы!» - так писал о даме, скроившей и сшившей эту композицию, художник-график Владимир Милашевский.

Ты в Россию пришла ниоткуда,
О мое белокурое чудо,
Коломбина десятых годов!
Что глядишь ты так смутно и зорко,
Петербургская кукла, актерка.
Ты - один из моих двойников.

Так говорила о ней Анна Ахматова.

Рукоделие Ольги тоже можно рассматривать как ее портрет. Повторяющий не черты лица, но черты души, черты времени, которому она принадлежала.

А еще на этой выставке есть слайды для мегалетоскопа. На первый взгляд - обыкновенные фотографии. Но стоит нажать металлическую кнопку - включится подсветка, и черно-белое изображение станет цветным (оказывается, на оборотной стороне каждого снимка сделан акварельный рисунок, который проявляется при специальном освещении). Самого мегалетоскопа (громоздкого аппарата для просмотра таких слайдов) нам не показывают, но современная техника позволяет насладиться видами самых прекрасных городов планеты (Рима, Афин и других) без него. Точно так же как вся эта выставка помогает посмотреть на исторические события и периоды, знакомые нам со школы, с новой точки зрения - с позиции живого человека, участника всех событий. Главное - найти нужную кнопку. Где-то в глубине самого себя.

#выставка #музей #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (6337) от 06.12.2018 под заголовком «Музейная мозаика».

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Павка Корчагин – святой или фанатик?
22 Мая 2017

Павка Корчагин – святой или фанатик?

В театре-фестивале «Балтийский дом» - премьера: Анатолий Праудин поставил спектакль «Как закалялась сталь» по роману Николая Островского.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Квест на Парадной лестнице
11 Мая 2017

Квест на Парадной лестнице

Эрмитаж продолжает масштабный проект «Штурм Зимнего», приуроченный к 100-летию Октябрьской революции. Это точечные выставки-квесты, которые в течение года открываются в разных частях музея.