Музейная мозаика. Избранное к 100-летию Музея города – в Петропавловской крепости

В Инженерном доме Петропавловской крепости открыта выставка «Избранное. К 100-летию Музея города». Из собрания музея истории Санкт-Петербурга.

Музейная мозаика. Избранное к 100-летию Музея города – в Петропавловской крепости | Александр Траугот. Из серии работ по мотивам повести Н. Гоголя «Шинель». 1965. Фарфор, рельеф, роспись надглазурная полихромная, люстр, позолота. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Александр Траугот. Из серии работ по мотивам повести Н. Гоголя «Шинель». 1965. Фарфор, рельеф, роспись надглазурная полихромная, люстр, позолота. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Музей истории Петербурга - это воплощенная во вполне материальных вещах память нашего города. И, как водится, можно условно разделить ее, эту самую память, на активную и пассивную. Некоторые воспоминания сопровождают нас, петербуржцев, всю жизнь, и мы снова и снова радуемся, глядя на памятники, подтверждающие - да, так оно и было! Но есть и другой слой - подробности, которые мы знаем, но не помним, которые изучали, но не успели полюбить. Известно ведь, что лучший способ запомнить что-нибудь, начиная от исторических дат и заканчивая номером телефона, это раскрасить полезную информацию эмоциями.

Выставка, которая открыта сейчас в Инженерном доме Петропавловской крепости, похожа на ту самую часть нашей памяти, которая скрыта от нас самих. Здесь представлены по большей части те вещи (факты, истории), о которых мы наверняка слышали когда-то, но позабыли - впечатление оказалось недостаточно ярким. Кураторы выставки постарались дать им и нам еще один шанс.

К примеру, в одной из витрин представлены ключи от Северной столицы, символ власти над ней. Такие ключи были у всех городов в те далекие времена, когда городская стена защищала их от врагов не символически, а реально. Ими действительно можно было отпереть ворота и впустить в город захватчиков или освободителей. Однако Петербург - город довольно молодой, он никогда не был окружен стеной. Ключи для Северной столицы (их два - ведь ее покровитель, Святой Петр, владеет двумя ключами от рая) изготовили во второй половине XVIII века и хранили их, как реликвию, в Городской думе. До тех пор пока после Октябрьской революции они не были переданы в Музей города, коллекции которого затем перешли по наследству Музею истории Петербурга. И вот теперь их представляют нам, зрителям, напоминая о том, что на самом деле виртуальные ключи от памяти города есть у каждого из нас.

Другую историю со счастливым концом рассказывают две вазы и одно блюдо из калканской яшмы (она получила свое название от озера Калкан, о холодных водах которого напоминает ее цвет - серо-стальной). Все они происходят из коллекции Музея города (к 100-летию которого приурочена выставка), куда в свое время попали из Аничкова дворца, где этот музей располагался. И если вазы хранились в фондах с тех самых пор до нашего времени, то блюдо покинуло собрание на волне распродаж и вернулось совсем недавно, в 2017 году. Его разместили так, чтобы зритель мог рассмотреть все подробности и увидеть наклейку, свидетельствующую о происхождении. Благодаря ей экспонат удалось опознать и вернуть. Это внушает надежду на то, что и многие другие ошибки могут быть исправлены.

Дальше еще интереснее. Перед нами ларец, украшенный пластинами из резной кости, - очаровательная вещица, в которой прежде наверняка хранили деловые письма и любовные записки. Он изготовлен в Холмогорах в середине XVIII столетия. Перед выставкой его отреставрировали, и выяснилось, что в качестве цветной подкладки в нем были использованы фрагменты письма, адресованного императрице Анне Иоанновне. Точнее, кусочки черновика, обратную сторону которых раскрасили. О чем писал неизвестный житель Российской империи императрице, сотрудники музея не рассказывают, давая нам шанс самим сочинить это письмо заново.

Простор для фантазии оставляет и совершенно очаровательное лоскутное панно, созданное актрисой, танцовщицей, художницей Ольгой Глебовой-Судейкиной по эскизу ее не менее талантливого мужа Сергея Судейкина. В кружевной карете едут на бал по цветущему лугу две легкомысленные маркизы. Их кучер - в пудреном парике, конь - в яблоках.

«Какая тонкая и нежная красота, с некоторой потусторонностью, загадочная красота русалки, какие невиданные волосы!» - так писал о даме, скроившей и сшившей эту композицию, художник-график Владимир Милашевский.

Ты в Россию пришла ниоткуда,
О мое белокурое чудо,
Коломбина десятых годов!
Что глядишь ты так смутно и зорко,
Петербургская кукла, актерка.
Ты - один из моих двойников.

Так говорила о ней Анна Ахматова.

Рукоделие Ольги тоже можно рассматривать как ее портрет. Повторяющий не черты лица, но черты души, черты времени, которому она принадлежала.

А еще на этой выставке есть слайды для мегалетоскопа. На первый взгляд - обыкновенные фотографии. Но стоит нажать металлическую кнопку - включится подсветка, и черно-белое изображение станет цветным (оказывается, на оборотной стороне каждого снимка сделан акварельный рисунок, который проявляется при специальном освещении). Самого мегалетоскопа (громоздкого аппарата для просмотра таких слайдов) нам не показывают, но современная техника позволяет насладиться видами самых прекрасных городов планеты (Рима, Афин и других) без него. Точно так же как вся эта выставка помогает посмотреть на исторические события и периоды, знакомые нам со школы, с новой точки зрения - с позиции живого человека, участника всех событий. Главное - найти нужную кнопку. Где-то в глубине самого себя.

#выставка #музей #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (6337) от 06.12.2018 под заголовком «Музейная мозаика».


Комментарии