Музеям помогут Big Data? Дискуссии лектория «Культура 2.0» прошли онлайн

В те три ноябрьских дня, когда должен был состояться IX Петербургский культурный форум, были организованы главные дискуссии открытого лектория «Культура 2.0», перенесенные в онлайн-формат.

Музеям помогут Big Data? Дискуссии лектория «Культура 2.0» прошли онлайн | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Художники выяснили, что комиксу поможет серьезная литературная основа. Урбанисты говорили о дизайн-коде (единых правилах застройки) и пришли к выводу, что он нужен малым городам и не требуется мегаполисам. Специалисты по электронной музыке уверены: ее сочинение надо поручить искусственному интеллекту, а живые концерты на классических инструментах скоро станут роскошью.

Участники разговора «Искусство со вкусом» убеждены, что еда в музейных кафе должна быть произведением искусства и запоминаться, как шедевры живописи.

Самой интересной дискуссией стал разговор на тему «Будущее музеев – музеи будущего» – об использовании новых технологий, о влиянии цифровизации на зрителя и сотрудников музеев.

Сэр Иан Блэтчфорд, директор Музея науки (этому музею исполнилось 163 года), убежден: «цифра» даст новые возможности традиционным организациям. Музей науки посетили в Сети 68 миллионов человек, Блетчфорд всех их считает своей аудиторией.

 Необходимо создавать выставки гибридного формата: часто просьбы и доставка реального предмета отнимает слишком много времени и сил. Для привлечения публики музейщикам не стоит изобретать велосипед, лучше использовать компьютерные игровые программы. В то же время Иан призвал аккуратнее говорить про цифровизацию: еще далеко не у всех есть дома компьютеры.

Михил Бюхель, директор научного музея NEMO (Нидерланды), считает, что прежде музеи развлекали и обучали. Теперь они должны подсказывать посетителю, как улучшить окружающий мир. Человек остается биологическим видом, для него музей должен стать местом вдохновения, а также пространством, где дети вместе с родителями получают новые впечатления.

Марсела Сабину, руководитель отдела инноваций Музея завтрашнего дня (Бразилия), рассказала о миссии музея, где нет экспонатов. «Будущее – это не место, куда мы придем, а то, что мы строим вместе с нашими зрителями. Публика, насмотревшись антиутопий, думает, что такое будущее неизбежно. Одновременно производители смартфонов встраивают в них убаюкивающий контент», – считает Сабину. И подчеркивает: музей в Рио – это музей опыта, рассказывания историй. Необходимо, чтобы посетители осознавали негатив и думали, как его снизить. Им задают непростые вопросы, например, как помочь тем, кто не впишется в инновационную экономику? Или – изменение климата имеет рукотворный или природный характер? Как защитить частную жизнь от цифровизации?

Штефан Брандт (Германия), директор Futurium, говорил о том, что этот новый музей, открывшийся в сентябре 2019 года в Берлине, выбрал своим девизом слова House of Futures, то есть дом будущих. Выставки лабораторных образцов и произведений искусства сочетаются с образовательными программами с приглашением ученых, представителей организаций граждан и т. д. Чтобы привлечь больше публики, вход в музей бесплатный до 2022 года.

Ванесса Боркманн, руководитель исследовательского проекта Future Museum (Германия), призвала музейщиков использовать искусственный интеллект и Big Data для понимания нужд и требований зрителей. Как она выразилась, «интеграции музея в экономику посетителя».

В финале модератор дискуссии Олеся Пушкина привела сухую статистику по российским музеям: QR-кодами оснащены 57% из них. 17% – используют дополненную реальность. До 30% цифровизация еще не дошла. Вспомним, что сказал британец, получивший рыцарское звание за заслуги в культурно-просветительской работе. Так что у музеев большое будущее.

#дискуссия #культура #художники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 211 (6809) от 19.11.2020 под заголовком «Музеям помогут Big Data?».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?