Музеям помогут Big Data? Дискуссии лектория «Культура 2.0» прошли онлайн

В те три ноябрьских дня, когда должен был состояться IX Петербургский культурный форум, были организованы главные дискуссии открытого лектория «Культура 2.0», перенесенные в онлайн-формат.

Музеям помогут Big Data? Дискуссии лектория «Культура 2.0» прошли онлайн | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Художники выяснили, что комиксу поможет серьезная литературная основа. Урбанисты говорили о дизайн-коде (единых правилах застройки) и пришли к выводу, что он нужен малым городам и не требуется мегаполисам. Специалисты по электронной музыке уверены: ее сочинение надо поручить искусственному интеллекту, а живые концерты на классических инструментах скоро станут роскошью.

Участники разговора «Искусство со вкусом» убеждены, что еда в музейных кафе должна быть произведением искусства и запоминаться, как шедевры живописи.

Самой интересной дискуссией стал разговор на тему «Будущее музеев – музеи будущего» – об использовании новых технологий, о влиянии цифровизации на зрителя и сотрудников музеев.

Сэр Иан Блэтчфорд, директор Музея науки (этому музею исполнилось 163 года), убежден: «цифра» даст новые возможности традиционным организациям. Музей науки посетили в Сети 68 миллионов человек, Блетчфорд всех их считает своей аудиторией.

 Необходимо создавать выставки гибридного формата: часто просьбы и доставка реального предмета отнимает слишком много времени и сил. Для привлечения публики музейщикам не стоит изобретать велосипед, лучше использовать компьютерные игровые программы. В то же время Иан призвал аккуратнее говорить про цифровизацию: еще далеко не у всех есть дома компьютеры.

Михил Бюхель, директор научного музея NEMO (Нидерланды), считает, что прежде музеи развлекали и обучали. Теперь они должны подсказывать посетителю, как улучшить окружающий мир. Человек остается биологическим видом, для него музей должен стать местом вдохновения, а также пространством, где дети вместе с родителями получают новые впечатления.

Марсела Сабину, руководитель отдела инноваций Музея завтрашнего дня (Бразилия), рассказала о миссии музея, где нет экспонатов. «Будущее – это не место, куда мы придем, а то, что мы строим вместе с нашими зрителями. Публика, насмотревшись антиутопий, думает, что такое будущее неизбежно. Одновременно производители смартфонов встраивают в них убаюкивающий контент», – считает Сабину. И подчеркивает: музей в Рио – это музей опыта, рассказывания историй. Необходимо, чтобы посетители осознавали негатив и думали, как его снизить. Им задают непростые вопросы, например, как помочь тем, кто не впишется в инновационную экономику? Или – изменение климата имеет рукотворный или природный характер? Как защитить частную жизнь от цифровизации?

Штефан Брандт (Германия), директор Futurium, говорил о том, что этот новый музей, открывшийся в сентябре 2019 года в Берлине, выбрал своим девизом слова House of Futures, то есть дом будущих. Выставки лабораторных образцов и произведений искусства сочетаются с образовательными программами с приглашением ученых, представителей организаций граждан и т. д. Чтобы привлечь больше публики, вход в музей бесплатный до 2022 года.

Ванесса Боркманн, руководитель исследовательского проекта Future Museum (Германия), призвала музейщиков использовать искусственный интеллект и Big Data для понимания нужд и требований зрителей. Как она выразилась, «интеграции музея в экономику посетителя».

В финале модератор дискуссии Олеся Пушкина привела сухую статистику по российским музеям: QR-кодами оснащены 57% из них. 17% – используют дополненную реальность. До 30% цифровизация еще не дошла. Вспомним, что сказал британец, получивший рыцарское звание за заслуги в культурно-просветительской работе. Так что у музеев большое будущее.

#дискуссия #культура #художники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 211 (6809) от 19.11.2020 под заголовком «Музеям помогут Big Data?».


Комментарии