Музей железных дорог России показал аптеку-перевязочную в вагоне

Музей железных дорог России в рамках выставочного проекта «Поезда милосердия» представил новый экспонат – вагон аптеку-перевязочную. Совместный проект с Военно-медицинским музеем посвящен вкладу военно-санитарных поездов в Великую Победу.

Музей железных дорог России показал аптеку-перевязочную в вагоне | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Выставленный в музее вагон был построен в 1935 – 1939 годах на заводе имени Егорова в Ленинграде. В войну он, как и многие пассажирские составы, был переделан в вагон санитарного поезда образца 1941 года. Уцелевший экспонат обнаружили в депо Рославль-2 и перевели в Подмосковье. Там его использовали в киносъемках, а в сентябре прошлого года доставили в Петербург и передали музею. В декабре экспериментальный завод Октябрьской железной дороги приступил к реставрации.

– Значимость в Победе санитарных поездов очень велика, – рассказывает директор музея Владимир Одинцов. – Военно-медицинская служба вернула в строй более 17 миллионов раненых и больных солдат и офицеров. Почти все они были вывезены в тыл санитарными поездами.

Во время реставрации необходимо было снять старую обшивку, посмотреть каркас. Он оказался поврежденным на 80%. А вот деревянные элементы конструкции кузова оказались в удовлетворительном состоянии. В итоге наружную металлическую и деревянную обшивки кузова заменили на новые, восстановили покрытие из метлахской плитки, по архивным чертежам заново изготовили светильники, внутренние двери, наружные рамы, системы трубопроводов, отопления и водоснабжения.

Реставраторы вагона аптеки-перевязочной постарались воссоздать обстановку 1941 – 1942 годов, известную по чертежам и фотографиям. Котельное отделение, сохранившееся со времен войны, «обмывочная», где раненые принимали душ. Здесь же занимались лечебной физкультурой.

Мед.вагон_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В коридоре вагона установлен станок для перевозки тяжелораненых и больных НИИСИ-42 (разработка Научно-исследовательского испытательного санитарного института Красной армии 1942 года). Раненые размещались в три яруса на носилках.

Посетители музея смогут увидеть сцену: медсестра перевязывает раненого, тут же за работой – заведующая аптекой. Рядом с вагоном расположена инсталляция – скульптурная группа демонстрирует погрузку в вагон раненого на носилках.

В интерактивном киоске можно ознакомиться с образцовым военно-санитарным поездом № 312: фотографиями персонала, воспоминаниями медиков, картой выполненных рейсов.

Напомним, Музей железных дорог России был открыт в 1978 году как Музей Октябрьской железной дороги, а современная площадка начала действовать осенью 2017 года. За три года он не только стал одним из самых посещаемых музеев нашего города, но и признан международным сообществом. Основную часть экспозиции составляют 118 единиц исторического подвижного состава. Редкие локомотивы, вагоны, специальная и военная железнодорожная техника выставлены в музейных залах и на открытых площадках.

Отметим, что в данный момент из-за пандемии коронавируса музей работает с некоторыми ограничениями. Численность групп не превышает пяти человек, вход разрешен только в гигиенических масках. Входные билеты продаются преимущественно на официальном сайте музея, услуги детского центра не предоставляются. Не функционирует часть инсталляций, связанных с касаниями посетителей (интерактивные панели, интерактивные бинокли и др.). Также с увеличенным интервалом работает тренажер «кабина машиниста тепловоза», чтобы сотрудники музея успевали провести дезинфекцию оборудования.

#музей #железная дорога #вагоны

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 183 (6781) от 09.10.2020 под заголовком «Аптека въехала в музей».


Комментарии