2Vtzqv4Hz9U

Музей «Царское Село» открыл в Екатерининском дворце свою главную выставку года — «Ярче солнца»

Она посвящена 20‑летию завершения воссоздания Янтарной комнаты, которое длилось почти четверть века.

Музей «Царское Село» открыл в Екатерининском дворце свою главную выставку года — «Ярче солнца» | ФОТО Андрея ЧЕПАКИНА/ТАСС

ФОТО Андрея ЧЕПАКИНА/ТАСС

— Эта выставка — в некотором роде жизнеописание Янтарной комнаты: от создания до второго рождения. Это гимн мастерству и мастерам, рассказ о долгом и трудном пути воссоздания шедевра. И это своеобразная благодарность нашей самой яркой звезде, ради встречи с которой люди садятся в самолеты и поезда дальнего следования, — сказала на открытии выставки директор музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова.

Тут мне вспомнились совсем недавние, но будто случившиеся в другой жизни длиннейшие очереди во дворец, в которых туристы из Китая готовы были стоять по многу часов. Дворец брали штурмом ради того, чтобы увидеть это чудо из чудес. Сейчас туристов тоже немало, люди едут со всей России. Но все‑таки подобного столпотворения не наблюдается. А уж сейчас, в несезон, можно полюбоваться без толкотни и Янтарной комнатой, и новой выставкой, где представлена немалая часть коллекции янтарных изделий. Погружаясь в мягкое золотистое сияние, которое будто восполняет дефицит солнца, от которого страдают петербуржцы долгой зимой.

Выставка разместилась в трех залах Золотой анфилады — Портретном, Картинном и в самой Янтарной комнате. А в них уместилась 400‑летняя история Янтарной комнаты, в которой есть и хитросплетения дипломатии, и чистое искусство, и почти детективная история похищения и исчезновения. И подвиг реставраторов, которые воссоздали это чудо.

Нынешняя выставка не совсем обычная для музея-заповедника. Было решено рассказать об истории Янтарной комнаты так, как это принято сейчас, — в игровой, театрализованной форме. Эту задачу поручили архитектору Анне Ильиной, известной любителям искусства по работе над выставкой старинных портретов «Зерцало», которая прошла в ЦВЗ «Манеж» в прошлом году.

Получился настоящий иммерсивный спектакль, который воздействует на все органы чувств, пробуждает воображение. Посетители ступают по деревянным мосткам, выстроенным поверх наборного паркета. Кое-где вкрапления песка — намек на песчаные дюны Куршской косы Балтийского моря, где добывался янтарь. На интерактивной карте, стилизованной под старинные, висевшие в кабинетах любителей путешествий, можно проследить маршрут от Берлина до Петербурга. Такой путь проделали янтарные резные панели — дипломатический дар прусского короля Фридриха-Вильгельма I русскому царю Петру I. Здесь же два портрета — Фридриха-Вильгельма и Петра (кисти Ивана Никитина). Преданья старины глубокой. Хотя для янтаря, камня со дна морского, который живет миллионы лет, это лишь миг.

Откуда‑то раздаются шум волн, крики чаек, которые, по Бродскому, звучат, «как души, которые так загублены, что не испытывают печали». Балтика!

В центре Янтарной комнаты сейчас выставлена модель памятника Фридриху Великому XIX века из фондов музея. Здесь же на стилизованном кульмане рассказана царскосельская биография янтарного шедевра и история его воссоздания. Многие предметы связаны с именем Александра Кедринского — автора проекта воссоздания Янтарной комнаты. Это довоенные фотографии интерьера, копии чертежей архитектора, а также исторический материал, который послужил основой для реставрационных работ.

Как не раз говорила Ольга Таратынова, на пригородных дворцах выросла ленинградская школа реставрации, ориентированная на воссоздание, — появилась плеяда опытных мастеров, которые положили свою жизнь на это.

Восстановление Янтарной комнаты было научной реставрацией. Но одновременно — каким‑то чудом, озарением. Ведь воссоздавали ее мастера в основном по черно-белым фотографиям и свидетельствам тех, кто видел Янтарную комнату до войны. Среди них был и автор проекта воссоздания Александр Кедринский. Вот что он писал: «Своей работой мы сумеем дать людям представление о той Янтарной комнате, которая украшала дворец и которую я видел своими глазами. Не сомневаюсь, что рано или поздно она найдется — такой шедевр не может пропасть бесследно. И тогда станет ясно, что наши мастера также соз­дали уникальное произведение декоративного искусства».

В Картинном зале Анна Ильина предложила создать собирательный образ янтарной мастерской, которая не то чтобы сильно изменилась за 400 лет. Здесь старинный стол, инструменты и приборы, в клетке — игрушечная канарейка (а вот пение, которое мы слышим, — живой голос птички в записи). Канарейки у янтарных мастеров, как у шахтеров, жили не для красоты — они были индикатором чистоты воздуха. Если маленькая певунья замолкала, это был тревож­ный сигнал. Здесь же в стеклянных витринах выставлены экспонаты из янтарной коллекции ГМЗ «Царское Село».

Как рассказала Юлия Ремизова, куратор выставки, коллекция янтарных предметов стала складываться в Большом Царскосельском дворце в 1764 году, когда из Петербурга стали присылать вещи для починки. Самую первую вещь можно увидеть на выставке — это чернильница. Сейчас коллекция насчитывает около 300 экземпляров. Среди них есть настоящие редкости. Например, ларец из Гданьска, созданный в 1705 году мастером Готфридом Турау. Или навершие ларца в виде короны. Сам ларец, принадлежавший Николаю II, был утрачен во время войны, а вот корона уцелела. Архитектор выставки Анна Ильина воспроизвела ларец из современных материалов по описи 1918 года и довоенной фотографии. Так соединились времена — давно прошедшее и настоящее.

Выставка работает до 4 февраля 2024 года.


#выставка #янтарь #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 226 (7555) от 29.11.2023 под заголовком «Янтарь как замена витамину D».


Комментарии