2Vtzqv4Hz9U

Музей-квартира Льва Гумилева открылся после реконструкции

Мемориальная экспозиция дополнена инсталляцией, которая создана из дранки, снятой с барака на территории бывшего Норильлага. Гумилев отбывал в тех краях свой первый лагерный срок.

Музей-квартира Льва Гумилева открылся после реконструкции  | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Марина Писаренко, старший научный сотрудник музея на Коломенской улице, 1, рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям», что изначально реэкспозиция была вызвана прозаическими причинами. Постоянный поток посетителей повредил пол в мемориальном кабинете Гумилева. Музейщики нашли мастеров, которые его отреставрировали, полностью сохранив дубовый паркет.

Было решено включить в экспозицию кухню, она прежде использовалась как служебное помещение. Из фондов вернулись на свои места ходики, холодильник, самовар, керамические горшочки и другая посуда. Известно, что Наталья Симоновская, жена ученого, была хлебосольным человеком, постоянно что-то готовила для Гумилева и его гостей.

Летом этого года в Музей-квартиру Льва Гумилева позвонила Наталья Федянина, директор Музея Норильска, и рассказала, что будут разбирать два барака 1937 года – там жили заключенные, строившие горно-металлургический комбинат. Тогда Сергей Падалко, архитектор и художник, давно работающий с Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном доме и его филиалом – Музеем-квартирой Льва Гумилева, предложил создать из дранки образ барачной стены. В небольших окошках размещены копии (оригиналы хранятся в фондах музея) рукописей ученого, его тетради «Древняя история Срединной Азии» 1953 – 1955 годов, которые стали основой докторской диссертации. Они дополнены запиской 1954 года, музейщики называют ее завещанием. Текст адресован «оперуполномоченному или следователю». Гумилев просит в случае его смерти не уничтожать рукопись, а передать ее в рукописный отдел Института востоковедения АН СССР в Ленинграде. И отмечает, что в тексте нет ничего антисоветского. Его авторство «может быть опущено: я люблю нашу науку больше, чем собственное тщеславие».

Еще в 2004 году при создании музея бывшая спальня стала выставочным залом. Перед началом пандемии там открылась выставка «По линии наибольшего сопротивления», посвященная судьбам отца и сына, Николая и Льва Гумилевых. Но вскоре начался локдаун, а потом – реэкспозиция. Так что выставку почти никто не видел.

В ее названии использовано высказывание поэта: «Если чего-то хотите достичь в жизни, всегда идите по линии наибольшего сопротивления». Все материалы – фотографии, письма, рисунки, документы – размещены в ящиках старых письменных столов, которые подарили музею петербуржцы. Чтобы создать образ путешествия – оба Гумилевых были странниками, вольными и невольными, – художник Никита Сазонов перекрыл потолок фрагментом старой железной кровли. В ней пробиты отверстия, как будто над нами звездное небо.

Анна Соколова, директор Музея Анны Ахматовой, приветствуя первых гостей, отметила, что Музей-квартира Льва Гумилева и дальше будет делать выставки о Николае Гумилеве. Где, как не здесь, их создавать, пока нет музея самого поэта. Что касается кухни, то, возможно, там будут проводиться мини-семинары с участием историков и студентов. Пассионарная теория Гумилева по-прежнему вызывает споры и большой интерес.

Писаренко начала первую экскурсию с признания, сделанного Львом Гумилевым на склоне лет: «Я счастливый человек, потому что всю жизнь я думал, что хотел, писал то, что думал, и увидел все свои книги напечатанными». Пройдя четыре ареста, два лагерных срока, голод, холод, каторжный труд бесправного зэка, Великую Отечественную войну, так мог сказать только настоящий ученый.

Немногим ранее он заметил в одном из писем: «Самая большая моя мечта – жить в отдельной квартире в доме на безтрамвайной улице, с ванной и без радио». И эта мечта сбылась, хотя в своей квартире Гумилев прожил всего два с половиной года.

Половину кабинета занимают шкафы с книгами, издания стоят так же, как при жизни ученого, для музейщиков важно сохранить эффект его присутствия. Экскурсовод показала нам китайскую пепельницу – подарок Анны Ахматовой за помощь в переводах китайских поэтов. Несмотря на сложные отношения с матерью, Гумилев бережно хранил скромный сувенир. Две металлические розы создал для Гумилева художник-кузнец Всеволод Смирнов, автор кованого креста на могиле Ахматовой в Комарове.

На стене у окна висит портрет Николая Гумилева, созданный в 1950-е годы в духе народной иконописи и наивного искусства. В то время Лев Гумилев работал в Эрмитаже и попросил одного из сотрудников нарисовать отца. Но с условием не ставить подписи, чтобы не навлечь неприятностей. Тогда имя и стихи поэта были под запретом.


#музей #открытие #экспозиция #инсталляция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 185 (7022) от 04.10.2021 под заголовком «Дранка на Коломенской».


Комментарии