В Приморском парке Победы открылась выставка «Ленинградские светлячки»

Здесь открылась выставка «Ленинградские светлячки», приуроченная к 80-летию начала героической обороны и блокады Ленинграда. Семь молодых петербургских скульпторов создали произведения, посвященные военным дням. Проект поддержан Фондом президентских грантов и госкорпорацией «Росатом», куда входит Радиевый институт им. В. Г. Хлопина, и проконсультирован Музеем обороны и блокады Ленинграда.

В Приморском парке Победы открылась выставка «Ленинградские светлячки» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

По словам Ольги Маркарян, куратора выставки, она предложила скульпторам две основные темы – светомаскировка города и авиационная защита Ленинграда. Выбор места для показа связан с обновлением парка как общественного пространства, где свое место займут выставки современного искусства под открытым небом. В данном случае было важно выбрать место подальше от шумных аттракционов. Такое нашлось на берегу Южного пруда. «Светлячки» – так называли блокадники значки, которые они носили на верхней одежде, чтобы видеть друг друга в темноте. Светящийся состав, содержащий радий, был разработан группой сотрудников Радиевого института во главе с профессором Александром Вериго – ученые оставались в блокадном Ленинграде. Существует легенда, что сырья не хватало и тогда сотрудники института скоблили поверхности стен и потолков лабораторий, чтобы добыть драгоценный элемент.

Этот же состав наносился на приборы в самолетах, защищавших город. На аэродроме в Горской неподалеку от Лахты базировался полк «Ночных истребителей», которые вылетали на защиту Ленинграда без освещения, в полной темноте. Сегодня с той стороны на город смотрит «Лахта-центр» – как образ будущего, ставшего возможным благодаря мужеству защитников Ленинграда.

Эпиграфом к выставке взяты слова Даниила Гранина: «Я не знаю, как надо рассказывать про блокаду», – это признание он сделал в начале работы над «Блокадной книгой». С ним соглашается художница Ася Маракулина: «Мы, молодые, не можем в полной мере представить себе опыт блокады, как не можем узнать человека до дна, вглядываясь в его глаза». Ее объект «Свидетели» представляет собой «зрачки» из проволоки, натянутой между деревьями. Они следят за нами с неба, но мы не можем их «прочитать».

«Радий» Владимира Андреева – кинетическая скульптура, модель атома радия. Когда дует ветер, «электроны» ловят движения воздуха и атом начинает вращаться, напоминая об энергии, которая была передана блокадным «светлячкам».

Светлячок1_Д.jpg

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Инсталляция «Окна Ленинграда» Александра Кита напоминает о заклеенных, как будто перечеркнутых, блокадных окнах. По словам автора, он не сразу согласился участвовать в проекте на такую трудную тему. Все решило воспоминание о рассказах бабушки. Как-то во время блокады она сидела у такого заклеенного окна, когда рядом произошел взрыв. Осколок пробил стекло и попал ей в глаз. К счастью, зрение удалось спасти.

Скульптура из металлических трубок «Тень» Александра Перминова посвящена тем, кто не пережил блокаду. От человека со «светлячком» на груди осталась тень и светящаяся точка – «радиевый след», как образ памяти, которая долго не погаснет.

«Радиолокация» Полины Уваровой напоминает про установки, защищавшие ленинградское небо от налетов вражеской авиации.

Антенны ранних радиолокаторов представляли собой натянутые и перекрещенные металлические тросы. В инсталляции художницы на перекрестьях – лица блокадников, как выживших, так и погибших. «Антенна» художницы улавливает память о них.

Антон Шульгин в объекте «Души» предельно заостряет тему памяти. На установленном вертикально железном столбе вырезаны фигуры людей. Луч света проходит сквозь столб, выделяя очертания, как символы душ. «Обо всех ли мы помним?» – спрашивает автор, разместив часть фигур у подножия столба, а часть закопав в землю. «Мы их не видим, но они здесь же... те, кто забыт», – говорит Шульгин.

Финал выставки – объект «Траектории» Константина Новикова. Два зеркала отражают петербургское небо. Если присмотреться внимательнее, то на одном нанесены траектории самолетов во время воздушных боев над Ленинградом. А на другом – как видели это небо на своих приборах советские летчики-истребители. В попытке разглядеть все подробности зритель видит в зеркале себя и два неба – военное и мирное.

#выставка #блокада Ленинграда #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 184 (7021) от 01.10.2021 под заголовком «Светлячки памяти».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?