Музей «ХХ век» не получил полуподвальное помещение для создания экспозиции
Литературный музей «ХХ век», расположенный в доме, известном как «писательский небоскреб» (набережная канала Грибоедова, 9), не получил полуподвальное помещение для создания экспозиции о литераторах, живших в этом здании. Можно возмущаться: «капитализм показал свой оскал». Но нет худа без добра — дефицит помещений заставил музей создать креативные пространства вне его собственных стен.
ФОТО АВТОРА
По источникам, переговоры с собственником нежилого помещения, выходящего в Чебоксарский переулок, 2, велись несколько месяцев. По всем законам, городские власти могли выкупить более 200 кв. метров только за ту сумму, которую определили государственные оценщики. А она всегда ниже рыночной.
Собственник был настроен позитивно, за свой счет произвел необходимую оценку, получилось более 45 млн рублей. Но это вовсе не значит, что он взял на себя обязательство продать свое помещение государству. За две недели до совершения сделки нашелся вариант выгоднее, и полуподвал ушел другому частному собственнику.
В писательском доме находятся квартиры, поликлиника, Дворец учащейся молодежи, ресторан и т. д. Нормальный петербургский доходный дом. И у каждого собственника есть законные права, которые, как известно, заканчиваются ровно там, где начинаются права других собственников.
Марина Линович, директор литературного музея «ХХ век», подтвердила «Санкт-Петербургским ведомостям», что музей просил городские власти приобрести для него полуподвал с целью расширения учреждения. Там могла бы разместиться экспозиция о писателях — Вениамине Каверине, Евгении Шварце, Николае Заболоцком и других живших в этом доме создателях советской литературы, на которой выросли несколько поколений.
«ХХ век» начинался ровно тридцать лет назад как Музей-квартира Михаила Зощенко. Решение о создании этой культурной точки было принято еще раньше — в 1988‑м. Тогда можно было открыть государственный музей в одной из квартир жилого дома. Музей-квартира Михаила Зощенко — две комнаты общей площадью 60 кв. метров. Одна — мемориальная. Во второй размещена постоянная экспозиция, посвященная жизни и творчеству писателя. Весной прошлого года она была полностью обновлена.
Но теперь, чтобы открыть подобный государственный музей, надо расселять чуть ли не весь дом. Даже если будет продаваться одна или несколько квартир, они не подойдут «ХХ веку». С аналогичной проблемой столкнулись инициаторы создания Музея Иосифа Бродского в доме Мурузи (Литейный проспект, 24). В итоге там появился частный музей.
Ровно 15 лет назад на основе мемориальной квартиры Зощенко был создан литературный музей «ХХ век». И с тех пор все полтора десятка его сотрудников и фонды, а сейчас это 20 тысяч единиц хранения, ютятся в офисе на Владимирском проспекте, 1, «на территории» площадью 160 кв. метров. Из-за тесноты музей не может пополнять фонды, новые предметы просто негде разместить.
Городские власти как могут помогают музею. В прошлом году «ХХ век» получил два помещения — на Подольской улице, 14, и на улице Мира, 10. На первых этажах, размером по 116 кв. метров каждое. По первому адресу планируется разместить фонды. По второму — создать многофункциональную площадку для выставок и других событий. Нынешний год потребуется на подготовку проекта капитального ремонта помещения на Подольской и проекта приспособления (со всеми гиоповскими ограничениями) помещения на улице Мира. Дом № 10, выходящий на Австрийскую площадь, является выявленным объектом культурного наследия — домом Михаила Горбова. Он построен в 1903 году по проекту Василия Шауба — мастера петербургского модерна.
Работы по обоим адресам займут еще не менее двух лет. Так что пространство на улице Мира откроется в лучшем случае в конце 2024 года. Но уже сейчас ясно, что площади не позволят создать постоянную экспозицию, посвященную писателям. Там можно будет проводить небольшие выставки.
Но, по словам Марины Линович, сложная ситуация с помещениями заставила музей придумывать собственный путь развития. В более благополучной ситуации креативные форматы не появились бы. Речь идет прежде всего о фестивале знаменитых писателей «Текст в контексте». В минувшем году он состоялся в первый раз и был посвящен 125‑летию со дня рождения Евгения Шварца. В этом фестивале (что важно — на своих площадках и для своей аудитории) приняли участие тридцать самых разных организаций — библиотеки, киноцентры, музеи, театры, школы, студенты творческих вузов… Все, кто хотел отреагировать на творчество Шварца.
В этом году фестиваль будет посвящен Корнею Чуковскому, 19 марта исполнится 140 лет со дня его рождения. Самые плодотворные годы его творчества связаны с Петербургом—Ленинградом. Фестиваль задуман как международный, ведь Чуковский известен и как блестящий переводчик с английского языка, он был доктором литературы Оксфордского университета.
Музей уже думает о дальнейших планах. Фестиваль знаменитых писателей-2023 может быть посвящен либо Максиму Горькому, либо детским писателям — Самуилу Маршаку и Николаю Носову.
Также в 2021 году музей выступил организатором дискуссии о месте литературы в современном мире. Она состоялась на Новой сцене Александринского театра, где выступили Татьяна Черниговская и Евгений Водолазкин. Видеозапись собрала 20 тысяч просмотров, что для литературного музея много. А фестиваль «Футбольные чтения» был посвящен литературе о футболе. В нем участвовали писатели, киноведы, болельщики. Музей показал, что культурное наследие и современный спорт идут рядом. В конечном итоге литературные музеи — не про вещи, они про смыслы.
Впрочем, подвальная история не закрыта. Жители писательского дома считают, что в подвале должен находиться музей, и намерены ловить на нарушениях тех, кто будет пользоваться этим помещением. Появилась информация, что его арендовал ночной клуб. Городские власти обещают отслеживать ситуацию и планируют выделить средства, если подвал будет снова выставлен на продажу. Искать деньги придется заново: те, что были зарезервированы в прошлом году, вернулись в бюджет, как того требует закон.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 28 (7111) от 16.02.2022 под заголовком «Писателей не пустили в подвал».
Комментарии