Музей исламской культуры отказался от дома Александра Брюллова

Музей исламской культуры, созданный в Петербурге частными организациями, отказался от дома Александра Брюллова (Кадетская линия, 21) – памятника архитектуры, который городские власти намеревались ему передать.

Музей исламской культуры отказался от дома Александра Брюллова | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

В комментарии для «Санкт-Петербургских ведомостей» директор музея Ефим Резван сообщил, что процесс передачи здания длился почти два года, но так и не был завершен. За это время уже можно было открыть музей для публики. Помешали этому три основные причины.

Дом Брюллова занимает участок между Кадетской линией и Тучковым переулком. В послевоенные годы в главном корпусе, выходящем на Кадетскую линию, располагались детский сад и детская библиотека. Остальная часть дома до недавнего времени являлась жилой. Она была расселена. Администрация Василеостровского района, которая оформляла необходимые бумаги о переводе бывших квартир в нежилые помещения, завершила этот непростой процесс в начале текущего года, спустя полгода после его начала. Документы были переданы городским властям, но к началу мая оформление так и не было завершено.

«Задержка была вызвана поиском 150 – 200 тысяч рублей, мы были готовы их внести, но частная организация не имеет права вмешиваться в отношения госструктур между собой, – пояснил Резван. И продолжил: – При этом, когда в доме поселились бомжи, разграбление здания продолжалось все нарастающими темпами, а в начале мая 2021 года там случился пожар, нам стали звонить представители организаций, связанных с охраной культурного наследия, с просьбой принять меры. Хотя ни я, ни мои коллеги не имеем права без специального разрешения заходить в здание».

Длительность и сложность оформления – первая причина отказа от здания. Время идет, и музей, хотя бы часть которого должна была быть открыта к лету 2022 года – празднованию 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией, – выполнить взятые обязательства уже не сможет.

Вторая причина оказалась для руководства музея неожиданной. Понятна логика городских властей, решивших передать дом Брюллова для размещения в нем Музея исламской культуры. Это давало серьезные шансы на реставрацию здания, стоимость которой оценивается в 800 млн рублей. Но, как только стало известно об этих планах, группа активистов развернула кампанию против передачи дома Брюллова новому музею. Мотивируя свою позицию тем, что в 1907 – 1918 годах в этом здании работал музей «Старый Петербург», созданный известным архитектором Павлом Сюзором и ставший предшественником Музея истории города.

По словам Резвана, его ни разу не пригласили на многочисленные встречи градозащитников и активистов по этому вопросу, чтобы он мог высказать свою позицию. В частности, рассказать заинтересованной общественности о плане создания экспозиции, посвященной истории дома Брюллова. «В итоге наш музей, даже еще не появившись, оказался в конфликтном пространстве. Что для нас неприемлемо», – сказал руководитель Музея исламской культуры.

Наконец, третья причина – экономическая. Современное здание такой же площади (2,5 тысячи кв. метров) можно приобрести в той же части Васильевского острова по цене от 140 млн рублей до 350 миллионов. Но Ефим Резван подчеркивает: «Экономическая причина была не главной, музей при поддержке меценатов был готов профинансировать реставрацию и приспособление дома Брюллова». Тем более что уже вложился в эскизный проект ремонтных работ и в планы по привязке экспозиции именно к этим помещениям.

Что дальше? Резван надеется, что городские власти доведут до нужной кондиции все бумаги, а также найдут зданию-памятнику такое применение, которое будет связано с культурной функцией, а не с чисто коммерческой вроде отеля или очередного бизнес-центра. Большая работа по возможной передаче здания серьезному заинтересованному собственнику на сегодня уже проделана.

В то же время руководитель петербургского Музея исламской культуры считает полученный опыт хотя и необычным, но полезным. Сейчас рассматривается вопрос начала публичной деятельности музея с приобретения небольшой галереи в одном из городских креативных пространств. С уклоном в цифровой формат – благо заключено соглашение с международным интернет-музеем «Мир без границ». А затем с помощью меценатов при обязательном участии российских граждан и их бизнеса вести поиск подходящего здания.



#музей #культура #памятники архитектуры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 112 (6950) от 23.06.2021 под заголовком «Музей съехал, не заехав».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?