Музей городской скульптуры представил новые версии постоянных экспозиций

ФОТО АВТОРА
В 1932 году на государственном уровне была заявлена важность сохранения памятников и некрополей, для чего был создан музей под открытым небом, единственный в России. Экспозиция «Знаки памяти», которая представляет коллекцию фрагментов надгробных памятников XVIII – первой половины XIX века, спасенных сотрудниками музея с петербургских кладбищ в 1930-е годы, была создана 20 лет назад. Она размещалась на втором этаже Благовещенской усыпальницы. Недавно это помещение передали церкви. Музей перенес экспозицию в выставочный зал Некрополя мастеров искусств.
Оттуда пришлось вынести другую постоянную экспозицию – «Монументальная скульптура Санкт-Петербурга», которую теперь открыли в музейном здании по адресу: Чернорецкий переулок, 2. Сорок скульптур и сорок графических листов объединены в путешествие по разнообразному миру городской скульптуры за неполных три столетия ее существования. Каждый зритель может создать свой собственный маршрут – хронологический, по персонажам и авторам, по неосуществленным замыслам...
«Медный всадник» Этьена Мориса Фальконе и памятник Александру Суворову скульптора Михаила Козловского представлены в виде уменьшенных повторений, они созданы после открытия монументов. Модели нескольких памятников отличаются тем, что сделаны авторами на несколько лет раньше, чем открылись сами памятники. В этом ряду – Николай I и два «Коня с водничими» для Аничкова моста (Петр Клодт), Михаил Кутузов и Михаил Барклай де Толли (Борис Орловский), Александр III (Паоло Трубецкой), «Подвигу матросов миноносца «Стерегущий» (Константин Изенберг). К революционной скульптуре относятся модели памятников Ленину у Финляндского вокзала (Сергей Евсеев) и Памяти жертв 9 января (Матвей Манизер).
Впервые показан один из вариантов памятника Пушкину на площади Искусств. В нем Аникушин вложил книгу в левую руку поэта. В осуществленном варианте книги нет.
Среди конкурсных моделей, которые можно отнести к разделу «неосуществленное», – динамичный романтический памятник Александру Невскому для Усть-Ижоры скульптора Ивана Корнеева, трепетная ранимая фигура Иосифа Бродского скульптора Льва Сморгона. Десять лет назад Константин Симун предложил проект памятника в честь возвращения городу исторического имени. Его «Петр I» напоминает «Медный всадник», но израненный войнами и революциями. Возможно, будет установлен памятник Александру Блоку на улице Декабристов. В 2004 году Евгений Ротанов изобразил поэта, упорно идущего против сильного ветра и обстоятельств. Завершает рассказ о скульптуре «Чижик-Пыжик» Резо Габриадзе – модель выставляется впервые.
Отдельное удовольствие – разглядывание графики. В 1943 – 1944 годах Иван Астапов изобразил неукрытые памятники Суворову и Кутузову. То, что они не пострадали от бомбежек, стало предметом легенд. «Город-крепость» с противотанковыми ежами – портрет блокадного Ленинграда создан Александром Харшаком. Литография «Туристы в городе» была отпечатана Виктором Вильнером в 1975 году. Многолюдье смотрится так, будто нарисовано с натуры сейчас.
Музей объявил о том, что в августе – октябре будет проведена реставрация «Медного всадника». Получены все согласования и разрешения. Начинается работа над концепцией экспозиции в помещениях на Невском, 19, полученных музеем взамен второго этажа Благовещенской усыпальницы. Там будет рассказ о городской скульптуре, как исторической, так и современной. Продолжаются работы по реставрации и приспособлению Уткиной дачи для нового детского музейного центра. Он откроется для публики в 2024 году.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 145 (6983) от 09.08.2021 под заголовком «Поэт идет против ветра».
Комментарии