«Мумия меняет имя». Эрмитаж представил «египетские» выставки

Эрмитаж готовится к реэкспозиции залов Египта. К этим планам имеют отношение временные выставки «Мумия меняет имя» и «После мумии».

«Мумия меняет имя». Эрмитаж представил «египетские» выставки | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Мумии – символ культуры Древнего Египта, как пирамиды, обелиски и грандиозные храмы. Они представлены в музеях мира. В Эрмитаже их восемь, в том числе две детские.

Как говорит заведующий сектором отдела Древнего Востока Эрмитажа Андрей Большаков, египтология – наука текстов, а мумия может «рассказать» о повседневной жизни древних египтян: как человек жил, чем питался, чем болел.

Выставка «Мумия меняет имя» представляет финал необычного проекта – МРТ-исследование древнеегипетского объекта. Им, как предполагалось, стала мумия середины I тысячелетия до новой эры из фиванского некрополя. По документам это знатная женщина по имени Бабат, певица в храме. Ее родословная описана на саркофаге. В процессе исследования удалось получить несколько тысяч изображений и выявить неожиданные вещи.

Мумия оказалась мужчиной ростом 160 см (при жизни он мог быть на 10 см выше), прожившим 35 – 40 лет, по данным экспертов, страдавшим заболеваниями опорно-двигательного аппарата, а также синдромом Марфана – наследственной патологией. Мужчина сохранил все три десятка зубов, что говорит о здоровом образе жизни и правильном питании. На его теле не было обнаружено украшений или амулетов, за исключением накладок на глаза, по плотности соответствующих костной ткани, фарфору или фаянсу.

Как считают специалисты, скорее всего, мумия – запеленутое тело человека по имени Па-кеш, внутренний и наружный саркофаги которого хранятся в Эрмитаже. Он жил в Фивах в конце XXV династии, около 712 – 656 годов до н. э., был жрецом Амона и начальником привратников фараона, захоронен в столичном фиванском некрополе. Как Бабат, так и Па-кеш относились к весьма состоятельной части общества Древнего Египта того времени, о чем свидетельствует качество оформления саркофагов

Древности не любят, когда их тревожат. Почти детективный сюжет, связанный с эрмитажными мумиями, объясняется сложной музейной историей на рубеже XIX – XX столетий. Когда для публики был открыт Новый Эрмитаж, собрание музея пополнили экспонаты Египетского музеума Кунсткамеры. Согласно существовавшим правилам, человеческие останки не могли находиться в дворцовом комплексе, поэтому мумии остались в Кунсткамере, в Эрмитаж их передали только после революции. Долгое время мумии были отделены от своих саркофагов. Вероятно, еще в Кунсткамере некоторые из них распеленали, не отразив это должным образом в документации, в результате перемещений они стали безымянными и при поступлении в Эрмитаж могли попасть не в свои саркофаги.

На выставке представлена мумия, саркофаги Бабат и Па-кеша, набор ритуальных сосудов для хранения извлеченных при мумификации органов, не связанный с героями выставки, но дополняющий представление о погребальных комплексах. Процесс исследования мумии иллюстрируют фотографии, сделанные при компьютерной томографии, и созданные на основе КТ трехмерные реконструкции.

Экспонаты выставки «После мумий» знакомят с эволюцией египетского искусства начиная с поздней Античности и заканчивая поздним Средневековьем.

О религиозной жизни египетских христиан можно судить по предметам литургического назначения: иконам, светильникам, крестам, курильницам, сосудам для хранения масел. По стилю и сюжетам произведения мусульманских мастеров часто трудно отличить от изделий, изготовленных их христианскими коптскими современниками. Основное отличие – наличие на многих предметах каллиграфических надписей на арабском, ставших важным элементом мусульманского искусства начиная с IX – X веков. Изделия, созданные египетскими мастерами в период мамлюкского султаната (1250 – 1517 гг.), – керамику, ткани, деревянные панели с инкрустацией костью и перламутром – отличает высокое качество исполнения. Египетские предметы из медного сплава (латуни или бронзы) с серебряной и золотой инкрустацией, а также стеклянные сосуды и лампы, украшенные эмалями, пользовались большим спросом в Европе уже в эпоху Средневековья.

#Эрмитаж #музей #Египет #мумия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 192 (7029) от 13.10.2021 под заголовком «Бабат оказалась мужчиной».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?