Только на сайте

Море, бриллианты, любовь. Чем интересен спектакль Театра музкомедии «Бал воров»

Лазурный берег, ласковое теплое море, высокие пальмы... События спектакля «Бал воров», названного его создателями «музыкальным мошенничеством в двух действиях», происходят на престижном французском курорте.

Море, бриллианты, любовь. Чем интересен спектакль Театра музкомедии «Бал воров» | Фото Надежды Борисовской / Предоставлено пресс-службой Театра музкомедии

Фото Надежды Борисовской / Предоставлено пресс-службой Театра музкомедии

Этим, к слову, спектакль Театра музыкальной комедии отличается от своего первоисточника – одноименной пьесы французского драматурга начала XX века Жана Ануя. Там сюжетная линия разворачивается в небольшом городке Виши. Но Лазурный берег, безусловно, притягательней для нашей публики.

Премьера этого мюзикла состоялась в марте уходящего 2019 года. Впереди было лето, а потому картинки райского побережья с полосатыми пляжными зонтиками воспринимались зрителем как предвкушение долгожданного отдыха. Зимой же смотреть, как европейские аристократы, буржуа, нувориши и примкнувшие к ним воришки-карманники открывают купальный сезон, немного больно. Но театральная магия такова, что очень скоро публика забывает о том, что происходит на улице. Важнее то, что на сцене.


Фото Надежды Борисовской / Предоставлено пресс-службой Театра музкомедии

Творчество Жана Ануя (точнее – Жана Мари Люсьена Пьера Ануя) в последние несколько десятилетий переживает пик популярности среди российских режиссеров. «Бал воров» – раннее его произведение, написанное в 1933 году – еще до мирового признания автора. Пьеса, названная самим Ануем (очевидно, в подражание Мольеру) «комедией-балетом» разительно отличается от его поздних работ. Во многом – своим остросоциальным звучанием, резким осуждением того равнодушия и лицемерия, что царили в среде местной аристократии. Однако этот памфлет на «высшее общество» силами театра на Итальянской улице превратился в веселую авантюрную комедию, переложенную на музыку.

Стихи для мюзикла написал Михаил Бартенев. Этому автору привычнее работать для детской аудитории (в его творческом багаже множество успешных пьес для юного зрителя). Может быть, потому придуманное им текстовое сопровождение спектакля тоже получилось несколько «детским». Впрочем, от мюзикла никто не ждет настоящей поэзии, да и музыка здесь важнее слов. За нее отвечал «дедушка уральского рока», лидер рок-группы «Урфин Джюс» Александр Пантыкин.

С начала 90-х годов Александр Пантыкин создает музыку для отечественных фильмов и сериалов («Ты у меня одна», «Мусульманин», «Все будет хорошо», «Дальнобойщики», «Участок», «Кадетство»), не менее успешно работает он и на российской сцене. Его музыка для «Бала воров» получилась, может быть, не «хитовой», напоминая то французский шансон, то торжественную «Марсельезу», а порой и «Многая лета!»... Но она жизнеутверждающая, ритмичная, и, безусловно, создает летнее настроение мюзикла. Поставил «Бал воров» Андрей Житинкин, и это первая совместная работа Театра музыкальной комедии и известного режиссера театра и кино.


Фото Надежды Борисовской / Предоставлено пресс-службой Театра музкомедии

Начинается спектакль сценой-прологом, в которой создатели мюзикла рассуждают, как же им протянуть невидимую нить между сценой и зрителем, чтобы их работа осталась в памяти пришедших в этот зал людей. Забегая вперед, можно сказать, что это удалось. Театр музыкальной комедии, как говорится, «держит марку»: спектакль получился очень ярким и очень красивым. Автор декораций и костюмов Андрей Шаров создал на сцене мир безмятежного французского «гламура» эпохи англо-бурской войны: зеленые пальмы и модные купальные костюмы, бархатные диванчики курортных вилл и блеск дорогих бриллиантов.

Сюжет мюзикла прост: три вора-карманника с переменным успехом «работают» на престижном курорте, но знакомство с двумя прекрасными девушками позволяет им надеяться на большой куш. В доме их тетушки полно дорогих безделушек, да и на руках у красавиц настоящие ювелирные шедевры. Этой банде, правда, несколько мешает парочка нуворишей – отец и сын Дюпон. Молодые девушки им тоже интересны, но уже в качестве невест – брак с одной из них может поправить пошатнувшееся материальное положение семьи.

Однако ни предприимчивые отец с сыном, ни их соперники-мошенники не в курсе одного очень важного момента: прекрасная тетя столь же прекрасно скрывает от всех, что ее богатство давно растворилось в безумных тратах и неумелых финансовых вложениях. Поэтому она тоже надеется «удачно» выдать замуж своих дорогих племянниц. Кто же кого перехитрит в итоге? Как ни парадоксально, маски буду сняты во время бала-маскарада.


Фото Надежды Борисовской / Предоставлено пресс-службой Театра музкомедии

Актерские и вокальные работы в этом театре традиционно сильны. Леди Хэф в исполнении заслуженной артистки России, лауреата «Золотого софита» Светланы Луговой – обворожительна и обольстительна, кокетлива, чуть высокомерна и столь же непосредственна. Она похожа и на скучающую аристократку, и на голливудскую диву начала прошлого века. Обе ее племянницы хороши по-своему: Жюльетт (актриса Анна Булгак) – нежна и наивна, Ева (актриса Елизавета Олисова) – своенравна и капризна. 

Очень колоритный образ получился у Олега Флеера. Сцена, в которой его персонаж – Дюпон-отец – вместе со своим сыном-недотепой (лауреат «Золотой маски» Иван Корытов) лихо исполняет свинг, сразу вызывает овации публики. Из тройки воров сложно выделить кого-то одного. Хотя, пожалуй, «бывалый» – Петер Боно в исполнении заслуженного артиста России и лауреата «Золотого софита» Антона Олейникова – прекрасен как в костюме сварливой старухи, так и в образе доблестного адмирала флота. Впрочем, любой профессиональный мошенник должен быть талантливым актером. 

В финале победит любовь.


Фото Надежды Борисовской / Предоставлено пресс-службой Театра музкомедии

Спектакль, несомненно, понравится преданным поклонникам этого театра: как ценителям жанра мюзикла, так и оперетты. Четко определить жанровые границы этого «музыкального мошенничества» сложно. Одно бесспорно – постановка выполнена на высоком уровне: визуальное оформление, вокальные партии, работа кордебалета, окрест под управлением главного дирижера театра Андрея Алексеева.

Если вы не любите музыкальный театр, и вам объективно сложно перенести два с половиной часа музыки и танцев, посмотреть этот спектакль все же можно. Хотя бы для того, чтобы убедиться – русский мюзикл существует и имеет право на существование. В театре, где в 70-80 годы Владимир Воробьев, по сути, зародил отечественные традиции этого жанра, способны создавать свои оригинальные музыкальные постановки, которые будут ничуть не хуже многочисленных «переносов» бродвейских хитов.

#театры Петербурга #спектакль #Театр музыкальной комедии

Комментарии