2Vtzqv4Hz9U

«Мои друзья - герои мифов». Чем интересна выставка «Эхо экспрессионизма» в Мраморном дворце

В Мраморном дворце Русского музея до 9 марта открыта выставка «Эхо экспрессионизма. Искусство Ленинграда середины - второй половины ХХ века».

«Мои друзья - герои мифов». Чем интересна выставка «Эхо экспрессионизма» в Мраморном дворце | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Это не блокбастер вроде выставок Самохвалова и Дейнеки в «Манеже» или Репина в том же Русском музее, на которые стояли и будут стоять очереди. Скорее, арт-хаус, такой «северный нуар» - тонкий, изысканный, романтически-мрачный.

Выставка - авторский проект, созданный от начала до конца Екатериной Андреевой, ведущим научным сотрудником отдела новейших течений современного искусства. Куратор отобрала 200 работ 60 авторов, которые так или иначе вписываются в понятие «экспрессионизм».

Это направление в мировом искусстве возникло перед Первой мировой войной, а уже после ее окончания расцвело пышным цветом. Война стала колоссальной психической травмой для человечества: впервые было применено оружие массового поражения и счет жертв пошел на миллионы.

Если объяснить совсем просто, то в экспрессионизме чувства преобладают над разумом, свободный рисунок - над академическим, цвет - над формой, трагическое мировосприятие - над розовым оптимизмом.

По словам Екатерины Андреевой, отправная точка ленинградского экспрессионизма - блокада. Эта коллективная травма не изжита городом до сих пор, словно в самом его воздухе все еще присутствуют кусочки боли - как злые колючие снежинки.

Куратор выстраивает экспозицию так, словно пишет стихи, подбирает рифмы. «Блокадный пейзаж» Александра Русакова и рисунки Александра Никольского, тоже сделанные в осажденном городе, рифмуются с «Алым трамваем» Владимира Шагина, художника «арефьевского круга». «Алый трамвай», на мой взгляд, может восприниматься как эпиграф ко всей выставке и рассказу о Ленинграде, городе, от которого в сегодняшнем Петербурге почти ничего не осталось.

Картина накрепко связана в сознании знатоков с одноименным стихотворением Роальда Мандельштама - прОклятого поэта, умершего в тридцать лет:

Сон оборвался. Не кончен.
Хохот и каменный лай. -
В звездную изморозь ночи
Выброшен алый трамвай.

Отсюда рукой подать до Петербурга рубежа XIX-XX веков и Николая Гумилева с его «Заблудившимся трамваем», который мчится прямиком в рай или ад.

В послевоенном Ленинграде, кроме так называемого официального искусства, существовал андеграунд. Ключевыми фигурами были еще жившие тогда в городе Владимир Стерлигов, ученик Казимира Малевича, и Татьяна Глебова, ученица Павла Филонова. От них протягивалась ниточка к русскому авангарду, который был «остановлен на бегу» в тридцатые годы, но не уничтожен окончательно.

В середине 1950-х годов в городе возник островок свободы - знаменитый «третий этаж» Эрмитажа, где открылась экспозиция французских импрессионистов и постимпрессионистов. Художники ходили сюда, как в храм.

Знакомство с картинами французов сыграло важную роль в формировании знаменитого «Ордена нищенствующих (непродающихся) живописцев» - Александра Арефьева, Рихарда Васми, Шолома Шварца, Владимира Шагина. Это был особый стиль жизни, мужественно выбранная бедность, порой переходящая в нищету, - в обмен на свободу в творчестве.

Все это не значит, что экспрессионизм был свойственен только неофициальным художникам. Куратор доказывает это, «рифмуя», например, картину «С нами Бог» Евсея Моисеенко, академика, члена Союза художников, преподавателя Академии художеств, с «Пьетой» Константина Симуна, сделанной из пластиковых бутылок. Казалось бы, работы из разных вселенных. Но, если присмотреться внимательно и подумать, понимаешь, в чем сходство - в ощущении трагичности, отсылке к библейским темам.

Картина Моисеенко, написанная в 1962 году, изображает пленных советских солдат, которым предстоит пройти крестный путь - их угоняют в Германию, в рабство. Крестный путь, который пришлось пройти и самому художнику - Моисеенко был в плену. С точки зрения пластической, работа, решенная в свободной манере, куда ближе экспрессионизму, чем господствующему тогда соцреализму. Все-таки не стоит забывать, что Евсей Моисеенко был учеником Александра Осмеркина.

Целый зал отведен большеформатным картинам Евгения Михнова-Войтенко - мастера свободного мазка, у которого краска ложилась естественно, словно сама по себе.

Завершают рассказ об этом течении «Новые художники». Эта группа была создана в 1982 году Тимуром Новиковым, Иваном Сотниковым, Олегом Котельниковым, Георгием Гурьяновым. Бурлящая энергия «новых» выплескивалась на холсты. Они втягивали в свою орбиту и композиторов, и музыкантов, и режиссеров. Так, с ними вместе «требовали перемен» Сергей Курехин и его «Поп-механика», Виктор Цой и группа «Кино».

Точку в рассказе об искусстве Ленинграда ставит картина Владимира Шинкарева «Один танцует». Дикий танец человека, запертого в пространстве тесной с низким потолком комнатушки под невыносимо ярким светом голой лампочки - о стойкости, преодолении отчаяния, мужестве жить без надежды.

#Русский музей #Мраморный дворец #выставка #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 021 (6619) от 06.02.2020 под заголовком ««Мои друзья - герои мифов»».


Комментарии