Михаил Пиотровский. Уникальное наследие народа

Михаил Пиотровский. Уникальное наследие народа |

Наш город славился тем, что здесь живут люди разных наций и религий. Он на этом построен. Поэтому меня шокировала реакция на идею создания музея и центра исламского искусства в Петербурге. Множество подписей под петицией с исламофобским тезисом: нечего, дескать, пускать мусульман в здание, которое построил Александр Брюллов.

Подобное могло быть где угодно, но не в Петербурге - Ленинграде. В городе, в центре которого стоит шедевр архитектуры - мечеть, где во дворцах исламские интерьеры, где одна из самых сильных в мире школ академического востоковедения.

История, по сути, простая. Известнейший ученый-исламовед, профессор, доктор исторических наук, автор книг, экспедиций, фильмов Ефим Резван решил создать общественный музей и центр исламского искусства. Сделать это на основе частных коллекций, при участии российского фонда с арабским названием - «Аль-Макам», который устраивает фестивали исламской культуры. Задуман просветительский центр, а не место для проповедей.

Абсолютно невинная история для Петербурга - центра академического востоковедения. И вдруг в ответ на нее - всплеск злобы и негодования. Это говорит о том, что в нашем городе есть проблемы, о которых надо серьезно думать. Исламофобия - часть ксенофобий, которые сейчас распространяются как эпидемия. Мир отмечает рост юдофобии. Все слышали, как наш президент на это резко и эмоционально откликнулся.

Повторю, Петербург строили люди разных религий и национальностей, в том числе и мусульмане. По сей день их здесь живут немало. Много сил потрачено, чтобы в нашем городе был религиозный и этнический мир. Сегодня этот мир размывается. Эмоции могут быть взрывоопасными. Но мы имеем дело даже не со взрывом эмоции, а с наличием настроений, которые заставляют задуматься. Если такое возможно здесь, что следует ожидать в других местах?

Для того чтобы подобного не происходило, необходимы образование и культура. Сегодня книгу, написанную на арабском языке, многие готовы считать экстремистской литературой. Ясно, что центр исламского искусства очень нужен.

Спор о нем соединился с обсуждением судьбы здания, где его планировалось разместить. Здание разграбленное, разрушающееся. Его можно восстановить для музейной функции. Понятно, что реставрация должна вестись по правилам, инвесторы должны доказать, что у них есть деньги.

Никто с этим не стал разбираться. Мы получили реакцию на слово «ислам». В современном мире никто не застрахован от исламофобии, юдофобии и русофобии в ответ. Это явления одного порядка и следствие низкого уровня культуры. Просвещение, даже самое примитивное, необходимо. В очередной раз становится ясно, какое огромное значение имеет культура.

Сейчас обсуждается внесение поправок в Конституцию РФ. В дискуссиях рабочей группы, созданной для их анализа, шла речь о том, что многие беды в стране - от недостатка культуры. Интеллектуальный и культурный уровень низок.

Знаменитый режиссер и актер Александр Калягин, пианист Денис Мацуев и я выступили с официальным предложением дополнить статью Конституции, где говорится о флаге, гербе, гимне и столице РФ, фразой «Культура России является уникальным наследием многонационального народа. Она поддерживается и охраняется государством».

Когда писали Конституцию 1993 года, считалось, что это само собой разумеется. Про культуру там сказано, что ее ценности должны быть доступны для всех, каждый человек может заниматься творчеством, каким хочет, каждый должен бережно относиться к культурному наследию. И это все. Особое значение культуры, которая является нашим конкурентным преимуществом в мире, не оговаривается. И не оговариваются обязанности государства по ее защите. В истории, как известно, армии терпят поражения, государства разваливаются, а культура остается. Ее надо беречь и сохранять. Это условие существования нации, особенно для России.

Сегодня культуру считают инструментом для пополнения бюджета, а главными ее критериями - доходы, посещаемость и еще воспитание граждан в правильном духе. Во всем мире есть тенденция воспринимать культуру как инструмент для получения денег и промывания мозгов. Для промывания мозгов есть телевидение, для собирания денег - массовое кино.

Значение культуры гораздо больше и выше того, что о ней записано в Конституции. Не уверен, что наша поправка будет внесена, наверняка появится тысяча возражений. Но мы будем за нее бороться.

Защита культуры - продолжение отечественных традиций. У нас был Пакт Рериха о защите прав культуры и декларация Дмитрия Сергеевича Лихачева. В Конституции должны быть записаны права культуры, а не только права каждого россиянина «ногой открывать двери в музеи».

Нельзя внесение поправок в Конституцию доверить только юристам. Мы знаем, что происходит в Думе. Там так увлеклись законотворчеством, что теперь не счесть запретительных законов. Еще семь лет назад можно было спокойно многое делать. Теперь повернуться нельзя из-за запретов.

Возрастает роль контролирующих органов. Цифра создает соблазн и ощущение, что все можно измерить арифметикой. Я много раз говорил: в оценке культуры нужна высшая математика. Там бывают ситуации, когда дважды два равно не четырем, а пяти, шести...

Если на Конституцию посмотреть с точки зрения культуры, становится понятно, зачем нужны изменения. Есть две важные позиции. Первая - смена вертикали власти на горизонталь. Это потребность времени. Вертикальное управление необходимо в экстремальных ситуациях. В культуре это ощущается.

Вторая позиция - преобладание права местных законов над международными. Звучит странно. На самом деле речь о том, что каждая территория имеет права, которые могут не совпадать с правами других территорий. Мы все время говорим о том, что на территории культуры свои права. Есть вещи, которые возможны только здесь, и наоборот. К примеру, на территории культуры нельзя деньги ставить во главу угла, снаружи можно. На территории культуры можно показывать обнаженные скульптуры, а вне ее не везде.

Большие изменения, происходящие в стране, надо привязывать к конкретным вещам. Наша задача не просто исправлять общество, а использовать возможности, чтобы навязывать ему правильные представления о правах культуры, о диалоге культур, о «войнах памяти». Ситуация с исламским центром в нашем городе - пример «войн памяти». Вдруг вспыхнувшая ненависть, которая иногда просыпается в разговорах о татаро-монгольском иге...

Мы вступили в важный период. Этот год - год 75-летия Победы. Важно отметить дату на интеллектуальном уровне, соответствующем нашему городу.

Про блокаду мы должны вспоминать со всеми ее сложностями и проблемами. Вышла прекрасная книга «В тисках голода. Блокада Ленинграда в документах германских спецслужб, НКВД и письмах ленинградцев». Она о том, что происходило в городе. На этом фоне понятно, в чем был великий подвиг. Люди умирали с голоду, но не поддавались соблазну озверения. Ужас был преодолен, в частности, благодаря интеллектуальному уровню ленинградцев.

К блокаде мы должны подходить с сегодняшней точки зрения. Понимать, как победили и почему. Если просто кричать «ура», трудно понять, зачем столько жизней положили. Но это был единственный способ победить. Решение пришлось принимать страшное, но другого не существовало.

В Эрмитаже мы проводим конкурс молодых художников, посвященный блокаде. Даем им возможность что-то сделать в разных местах музея. Будет инсталляция блокадной комнаты Эрмитажа, как мы делали в прошлый раз в подвалах Зимнего дворца.

Одно из последствий войны - перемещенные культурные ценности. Мы нашли рецепт, как превращать эту проблему в диалог культур. Вместе с немецкими коллегами готовим выставку «Железный век», где будут вещи, перемещенные после войны. Выставка «Виктория Кальватоне. Судьба одного шедевра» тоже имеет отношение к войне. После победы скульптура из Германии в качестве компенсации приехала к нам. Сенсацией стали исследования, которые мы проводили совместно с немецкими коллегами.

Чтобы жить в мире, требуется не просто примирение: обнялись, пожали друг другу руки. Никогда и ничто не забывается. Надо понимать, как решать проблемы без истерики и без пафосных восторгов.

#Михаил Пиотровский #культурное наследие #люди #конституция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 015 (6613) от 29.01.2020 под заголовком «Уникальное наследие народа».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?