Пенал принца Каджара. В Петербурге откроется первый в России музей исламской культуры

Первый в России музей исламской культуры создается в Петербурге. Он расположится в доме архитектора Александра Брюллова на Кадетской линии, 21. Средства для реставрации здания-памятника и приспособления его для частного музея будут иметь исключительно российское небюджетное происхождение. Подробности рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» Ефим Резван, главный научный сотрудник Кунсткамеры, инициатор и будущий директор новой культурной институции.

Пенал принца Каджара. В Петербурге откроется первый в России музей исламской культуры | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

- Как возникла идея этого проекта?

- Несколько лет назад коллектив Кунсткамеры начал готовить генеральную реэкспозицию музея, часть которого не обновлялась с начала 1960-х годов. Выяснилось, что для полноценного показа культуры исламского мира места не хватит. Мы и так показываем лишь полпроцента экспонатов из наших богатейших коллекций: исламское собрание состоит из десятков тысяч предметов, которые собирались многие годы десятками экспедиций. За каждым из экспонатов история, часто - невероятно интересная, но абсолютно не известная нашим посетителям.

- Например?

- В 1898 году русский боевой офицер принц Александр Петрович Риза-Кули Мирза Каджар (25 мая 1869 - ?), который приходится кузеном Ахмеду Мирзе, последнему шаху Персии из династии Каджаров, передал в музей изумительный по красоте набор письменных принадлежностей. Полковник Каджар служил в Императорском конвое и в 1918 году в Екатеринбурге предпринял попытку освободить Николая II и его семью. Без этой истории пенал останется лишь артефактом, предметом декоративно-прикладного искусства Ирана последней трети XIX века.

У нас хранятся, например, и среднеазиатские шелка, которые вдохновляли художников русского авангарда. Мы один раз показали их на временной выставке, которая стала сенсацией, и убрали в фонды. Другой пример - иллюминированные и частью иллюстрированные мусульманские рукописи XVIII века, принадлежавшие Карлу Фаберже и хранящиеся сегодня в Институте восточных рукописей РАН. Зачем они понадобились великому ювелиру? Оказывается, он получил заказ от Сесиль Мюра, внучки маршала Нея, на изготовление драгоценных портсигаров - новогодних подарков для ее возлюбленного французского офицера и разведчика маркиза Лузарш д,Азая. Служба последнего была связана с Ближним Востоком и Африкой. В оформлении портсигаров, которые можно увидеть теперь в парижском Музее декоративно-прикладного искусства, использованы орнаменты наших рукописей.

Этот список можно легко продолжить...

- С идеей музея вы обратились к Михаилу Пиотровскому?

- Нет, сначала мы разговаривали с самими разными людьми, в том числе коллекционерами, которые выразили готовность кто подарить, кто предоставить для показа сотни предметов - шелка, керамику, ковры, редкие рукописи Корана и т. д. В России существуют невероятно богатые мусульманские собрания. Их надо показывать здесь, чтобы они и остались здесь. Мы говорили и с представителями различных организаций, все они проявили большой интерес, были готовы оказать содействие в создании музея.

С этим багажом я пришел за поддержкой к Михаилу Борисовичу. Он, как и директора Кунсткамеры и РЭМ, направил письмо Александру Беглову, губернатору Петербурга.

- И был получен положительный ответ?

- Причем оперативно. Нам предложили на выбор два здания, в том числе - дом Брюллова (на снимке).

- Вам - это кому?

- Петербургскому фонду «Аль-Макам», инициатором создания которого стал предприниматель Игорь Панков, придумавший фестиваль восточной культуры «Дайрафест». Сейчас фонд финансирует экспедицию к вьетнамским мусульманам для пополнения будущего музея. Для нас важно, чтобы в новый музей не было вложено ни копеечки иностранных денег.

- Не хотите оказаться иностранным агентом?

- Это не главное. Мусульманский мир раздирают противоречия, фактически внутри него идет несколько войн. Если мы возьмем деньги, например, у иранцев, то у нас будут проблемы с выставочными проектами из Саудовской Аравии. И наоборот. Российское финансирование дает возможность работать со всем мусульманским миром.

- В чем состоит миссия нового музея?

- Речь идет о комплексном проекте по изучению мусульманского культурного наследия России, а также понимании мира ислама, исламской цивилизации.

- Кто главный адресат музея?

- Прежде всего молодые (около 30 лет) петербуржцы, которым интересно все происходящее в нынешнем сложном мире. Это будет современный музей как работающее допоздна общественное пространство с концертами, выставками, модными показами и т. д.

- Вы сознательно выбрали здание-памятник, требующее полнометражной реставрации?

- Абсолютно. Мы видим в этом свою обязанность, отчетливо понимая всю сложность научной реставрации особняка.

- Сколько потребуется времени и денег?

- Около пяти лет и 500 млн рублей только на реставрацию. Общая площадь музея составит примерно 2 тысячи кв. метров. Из них половину займут постоянная экспозиция и выставки. Остальное - музейные службы, в том числе по реставрации предметов.

- Сколько сотрудников будет в музее?

- Не более десяти человек научного штата. Все остальные будут привлекаться на договорной основе.

- А история особняка найдет место в вашем музее?

- Обязательно. Для нас важна преемственность: здесь был Музей старого Петербурга, теперь возникает новое музейное пространство. Мы обязательно будем сотрудничать с Музеем истории Петербурга, который хранит коллекции своего предшественника.

- Вы оставили пост заместителя директора Кунсткамеры по научной работе для того, чтобы возглавить новый музей?

- Именно так.

#музей #культура #ислам #музеи Петербурга

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 005 (6603) от 15.01.2020 под заголовком «Пенал принца Каджара».


Комментарии