2Vtzqv4Hz9U

Михаил Пиотровский. Преодолевая разделение

Недавно я одновременно участвовал в двух конференциях. (Zoom это позволяет.) Одна была посвящена политическим ситуациям и новейшим прогнозам на Ближнем Востоке. Другая – экономической жизни культуры после пандемии.

Михаил Пиотровский. Преодолевая разделение |

По Ближнему Востоку общий вывод – в нынешней ситуации никто никому помогать не будет, страны сами будут разбираться в собственных проблемах. Примерно то же говорилось и в связи с культурой. Рецепт и хороший, и плохой одновременно, будет он применен или нет, пока неизвестно.

Пандемия показала, что культуре необходима государственная поддержка. Фундаментальная ее часть существовала всегда. Недавно появилось понятие культурная индустрия. Культура, которая зарабатывает деньги, — кино, телевидение, мода, в какой-то степени музеи. Как монетизировать то, что дает культура? Схема такова: привилегии, скидки, бесплатные посещения должны быть обеспечены событиями, за которые люди будут платить.

Я провоцирую, утверждая, что культура – роскошь, но эта роскошь должна быть доступна всем. Зимний дворец построен для императоров, в него мало кого пускали. Он стал музеем, и теперь туда ходят все и приобщаются к роскоши, в которой жили цари. Надо думать, как это делать дальше в ситуации ограничения льгот.

На конференции ЮНЕСКО обсуждалось, как развивать креативные индустрии, привлекать финансы новым содержанием. Появляются молодые активные музеи. Один из них – Музей афроамериканской культуры в Вашингтоне. Он ставит перед собой политическую задачу – бороться с системным расизмом, который якобы является характернейшей чертой сегодняшней Америки. Вскоре в Каире должен открыться Музей египетской цивилизации. Там обсуждают, в какой степени вокруг десятков мумий можно создать музейный «базар», монетизирующий интерес публики.

Социальные программы должны оплачивать государство и бизнес, но также и креативные приемы индустрии.

Я часто повторяю, культура – мост и лекарство. Важно, чтобы по мосту было активное движение в обе стороны, иначе он будет качаться. Но и лекарство не должно превратиться в яд. Люди могут поднимать вопрос о сохранении общего культурного наследия, но не кидаться друг на друга, чтобы уничтожить. Борьба против расизма может превратить искусство из лекарства в яд. Борьба за историческую правду может сделать то же самое. Дискуссии должны быть интеллигентными.

Только что Эрмитаж представил в РХЦ в Старой Деревне новое открытое хранилище античного отдела. Это рецепт показа запасников музея и рассказ о становлении эрмитажных коллекций. Рассказ о том, кому эти коллекции принадлежали, как они создавались, как покупались, как формировали вкус. Выставлено то, что обычно в музейных залах не показывают. Это вещи, которые считались древними, но оказалось, что это не так. Вещи, которые были сделаны в подражание античным образцам знаменитыми мастерами. Вещи, собранные из осколков. Вся античная скульптура до нас дошла в кусочках. Искусство, которым все восхищаются, сформировалось усилиями реставраторов и искусствоведов. Образец сильно отличается от хрестоматийного. В античной скульптуре использовалось много краски, греческая вся была раскрашена и не соответствует образу, который мы привыкли считать идеалом.

Не ставится вопрос – подделка или подлинник. Формирование вкуса, стиля, спроса обсуждается на примере экспозиции, в которой есть вещи, поступившие в музей разными путями: коллекция маркиза Кампана, подарки российским императорам, коллекции русских вельмож... Можно просто сказать, что наши предшественники ничего не понимали, оставить три-четыре хорошие вещи, остальное выбросить. Но это интересная и важная часть истории античного искусства. Сейчас, когда вещи, связанные с Античностью, с рынка ушли, можно их спокойно обсуждать. Когда их покупали, проблема подлинности могла быть острой.

Другой сюжет раскручивается вокруг выставки Фаберже. Тот же самый вопрос. Фаберже – марка, бренд, под которым есть вещи, созданные рукой Карла Фаберже, и вещи, сделанные в его мастерских многочисленными мастерами. Мы будем публиковать наши технологические исследования. Будем проводить конференции, чтобы разобраться в работах, созданных после смерти Фаберже. Что делать с вещами, которые прошли многочисленные изменения, переделки, ремонты, реставрации в разное время? История не отвергает проблему подлинности, но ставит вопрос времени создания, производства и атрибуции. Все это в контексте интеллигентной дискуссии, которую ненавязчиво предлагает музей.

Людей надо привлекать не скандалом, а историей поучительной, интересной, не примитивной.

У нас есть небольшая, но изумительная выставка «Психея, душенька...». Она про историю Психеи, которая в Эрмитаже представлена шедеврами Кановы, серией картин Мориса Дени, диалогом с рисунками Федора Толстого к поэме Богдановича... Образ древнегреческой богини стал частью русской культуры. История трогательная, в ней есть аспект, который укладывается в благотворительную часть культурной индустрии.

Психея – душа, символ которой, как известно, бабочка. С выставкой совпало издание книжки «Бабочки в Эрмитаже». Это часть российско-нидерландского проекта, адресованного поколению 15/24. В него включены музейные обсуждения, консультативный молодежный совет, издание книг, выставки. Проект, посвященный бабочкам, связан с детьми, страдающими наследственным заболеванием. У них очень хрупкая кожа, их называют дети-бабочки. Эрмитаж работает с благотворительным фондом Ксении Раппопорт, устраивает для этих детей мероприятия. Дети приняли участие в исследовании: какие бабочки есть в Эрмитаже. Выяснилось, голландские художники точно изображают бабочек, ювелиры делают выдуманных, в Лоджиях Рафаэля есть точные изображения и придуманные. Вместе получается картина, которая вписывается в научно детализированное описание видов бабочек и в романтическую историю.

В Главном штабе в рамках того же проекта «Музей 15/24» открылась библиотека. Она ориентирована на современное искусство и молодое поколение, которое его понимает. Прием маркетинга, мы привлекаем в музей эксклюзивностью. Библиотека специально составлена, тщательно собиралась. Наши и голландские специалисты сделали выставку книг, которые должны быть в широком доступе для молодых людей. Библиотека рассматривается как место, где они будут встречаться, работать, что-то обсуждать, дискутировать. Уже запланировано много мероприятий, встреч.

Интересная дискуссия предстоит об Александре Невском, в этом году исполняется 800 лет со дня его рождения. Фигура непростая, история поучительная. Русский князь, который много сделал для Руси в военном смысле и в духовном. Он умел лавировать между Западом и Востоком. Понятно, что каждое лавирование означает некий компромисс. Компромиссы можно использовать для того, чтобы хвалить человека, и для того, чтобы его очернить. Будут дискуссии: что важнее – его политика, духовное обращение, святость?

Эрмитаж хранит память о нескольких Александрах. Мы делали выставки об Александре Македонском. С победителем Наполеона – Александром I связана Военная галерея и весь комплекс Зимнего дворца. Александр II – великий реформатор. Его разорванный бомбой мундир напоминает о том, что народ его не принял и он был убит.

Костюмы – вещь очень личная. За ними всегда стоят люди. Показывать костюмы лучше на манекенах, чем на восковых фигурах или даже в кино. В Москве в Историческом музее мы открыли выставку императорского костюма. Она построена, с одной стороны, на образах Марии Федоровны и Александра III. С другой стороны, там представлены костюмы служителей императорского двора, имена и биографии которых известны. Простые люди, которые, дав клятву, верно служили императору даже в трагические годы. Эти две стороны удалось совместить, не забывая имперский пафос, который все так любят.

С Историческим музеем у Эрмитажа встречный поток. Этот музей участвовал в выставке «Железный век», которая стала лекарством для болезненных вопросов, в частности, связанных с перемещенным искусством. Теперь выставка «Железный век» переезжает в Москву.

Взаимодействие между музеями в обычной жизни – дело привычное. Сегодня контакты нелегко поддерживать, но они очень важны. В то время когда соблазны и обстоятельства заставляют больше думать о себе, надо помнить о музейной солидарности. Каждый раз, когда удается что-то привезти, отправить, что-то сделать вместе, это ценится. Мы не просто поддерживаем связи, а преодолеваем разделение.

#Михаил Пиотровский #Эрмитаж #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 55 (6893) от 31.03.2021 под заголовком «Преодолевая разделение».


Комментарии