В Эрмитаже прошел круглый стол «Рафаэль сегодня»

«Круглым столом» «Рафаэль сегодня» в Атриуме Главного штаба Эрмитаж завершил показ большой выставки, посвященной великому мастеру эпохи Возрождения.

В Эрмитаже прошел круглый стол «Рафаэль сегодня» | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

В дискуссии, что называется, «без чинов» приняли участие искусствоведы, кураторы и художники из Петербурга и Москвы. Михаил Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа, вспомнил про обсуждения выставок Пикассо и Филонова, которые состоялись в советские времена после первых выставок эти художников. Теперь эта добрая традиция возобновляется.

Василий Успенский, сокуратор выставки «Линия Рафаэля. 1520 – 2020», говорил о том, что это проект про последователей художника. Подобно ветвям генеалогического древа, эта линия необязательно прямая, чаще – наоборот. «Мы стремились сделать выставку про искусство, а не про бытование картин или их коллекционирование», – подчеркнул Успенский.

По мнению искусствоведа Ильи Доронченкова, нет более чуждого XXI веку художника, чем Рафаэль. Но и нет более значимой, чем он, фигуры в искусстве XVI – начала XX века. И добавил, что сейчас история искусства – это рассказ о шедеврах и гениях. Выставка показала более сложную картину: это процесс вовлечения всех, от «суперстар» до ремесленников, в производство самого разного качества.

Иван Чечот не согласился с мнением о чуждости Рафаэля нашему времени. Его чаще всего копируют, он стал матрицей, с которой работают кино, фотография, массмедиа. Иное дело, что Рафаэль – суперпрофессионал, живой, сочный, наивный, непосредственный. Сегодня у художников нет единства мастерства и непосредственности. Они заранее знают, чего хотят добиться.

Иван Говорков, современный художник и академический преподаватель рисунка, заметил, что Рафаэль – изобретатель классической перспективы, присутствует везде. От него произошли даже жесты на панно с изображениями передовиков. В молодости Говорков сам отдал дань этой традиции.

Скульптор Павел Игнатьев рассказал, как однажды ему понадобился образец орнамента. Он не стал мудрствовать, приехал в Эрмитаж и зарисовал декор Лоджий Рафаэля...

Завершая трехчасовой разговор, его участники размышляли о том, как показывать классическое искусство в современном музее, как показывать искусство вообще. Доронченков и Чечот высказались за создание сложных кураторских построений. Например, Рафаэль и восприятие античной культуры в его время и до наших дней, Рафаэль и политика и т. д. Зал отреагировал сдержанно: современная публика мало знает об искусстве, такие проекты потребуют огромного количества комментариев. Зритель приходит в музей, чтобы в первую очередь смотреть произведения, а не читать тексты.

Парадоксальное мнение высказал искусствовед Дмитрий Озерков. Для искусства прошлого куратору надо, не прячась за спиной художника, показывать процесс: как его воспринимали современники и следующие поколения. В случае ныне живущего автора надо показывать результат – чего достиг художник на сегодняшний день.

В финале Михаил Пиотровский воодушевил поклонников Рафаэля. На днях ему позвонил директор Лувра и сообщил, что помнит про обещание предоставить картину Рафаэля «Прекрасная садовница». Из-за пандемии ее не удалось показать на «Линии». После отмены ограничений это будет сделано в эрмитажном цикле «Выставка одного шедевра».

#Эрмитаж #искусство #круглый стол

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 54 (6892) от 30.03.2021 под заголовком «Рафаэль в перспективе цеха».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?