Михаил Пиотровский. Откуда репутация берется
На прошлой неделе в Наваррском университете проходила музейная конференция. На таких встречах происходит объединение нашего сообщества, вырабатываются критерии, рождаются стратегии. На этот раз речь шла о репутации музеев.
Тема важная. Роттердамский университет проводил в этой области исследование, как он это делает для серьезных компаний, крупных фирм, обладателей известных брендов.
Нам показалось это интересным. Вместе с Европейским университетом мы создали группу, чтобы изучить, на чем основывается репутация Эрмитажа. Среди музеев мира он занимает высокое место. Первым идет Лувр, затем голландские музеи Ван Гога и Рейксмузеум, потом Эрмитаж.
На мой взгляд, понятие репутации должно заменить рейтинги, по которым у нас судят об успехе учреждения.
Репутация важна для музея и для такого города-музея, как Петербург. Она меняется в разные исторические периоды. Санкт-Петербург - суровый город, европейское лицо России. Петроград ассоциируется с революцией, жестокостью, плохим климатом. В советское время с именем Ленинград было связано слово «блокада» и представление о вежливых, интеллигентных людях. Надо думать, из чего должна формироваться репутация сегодня.
Мы начали исследование с изучения экономической роли музея в городе: сколько денег он приносит, как создает обстановку для экономического роста и стимулы для развития малого бизнеса... Все - от оптимистического настроя людей до денег, изъятых музеем из федерального бюджета для Петербурга. На основе этих исследований выпущена книжка.
Только что мы опубликовали книгу Винсанта Лепинэ - первое в мире исследование социологии музея. Она посвящена тому, как вещи движутся в музее, как в его стенах рождаются идеи. Книга - продолжение научных исследований о том, как развивается мысль и рождаются идеи в научной лаборатории, в банке... Теперь и в музее.
Мы мучаемся от мелких, арифметических критериев рейтингов. Репутация арифметически не определяется, для нее нужна высшая математика.
Обычные примитивные рейтинги успешности по посещаемости и доходам эксплуатирует власть. Требует: измерили посещаемость и доходность, повышайте. Трудно объяснить, что не во всех случаях это возможно. Возникают противоречия. Например, невозможно повышать доходы и в то же время делать бесплатные посещения для детей, студентов, пенсионеров. У Эрмитажа есть социальная программа и деньги, которые мы зарабатываем, чтобы ее оплатить. Но не все музеи могут себе это позволить. Кто-то должен им потери компенсировать. Социальная программа и доходность не совпадают. Это важно понимать не только в музейной сфере. Культура в состоянии стать самоокупаемой, но тогда она не будет культурой.
Чтобы оценивать роль и задачи культурных учреждений, надо знать, что определяет их репутацию.
Репутация Эрмитажа в первую очередь складывается из того, что унаследовано - коллекции, здания, бренд. Это то, чем музей известен в мире. То же относится к Петербургу. Его история, здания, образ, который за этим стоит, делают город привлекательным, конкурентоспособным.
Важная составляющая репутации: как используется то, что унаследовано. Как хранят и показывают музейные коллекции. Это можно в полной мере относить и к городу.
Еще одна составляющая репутации - международная активность, глобальность деятельности музея и города, сочетающаяся с социальной ответственностью. Глобальная деятельность музея - витрина страны, ее культурного наследия, как и города, образ которого существует в мире.
Социальная ответственность музея - роль воспитателя следующих поколений, хорошего вкуса, чувства собственного исторического достоинства. Город-музей может воспитывать людей и улучшать качество их жизни разными способами - от красивой плитки на тротуаре, вкусной еды или хорошего настроения, которое создает Дворцовая площадь, когда на ней нет трибун и сцены. Растет роль общественных пространств, способных служить местом общения людей.
Еще одна сторона репутации, на которую обращают внимание наши европейские коллеги, - эффективность организации управления учреждением и образ людей, в нем работающих. Мы мало об этом думаем, что плохо. Важно, как люди представляют человека, работающего в музее. Видят ли они его замшелым книжным червем или тем, кто «подметки рвет». То же относится к образу жителя Петербурга - бизнесмена, депутата...
Важная для репутации вещь - сохранение традиций. Часто забывают, что для музея главное - хранение коллекций. По большому счету это сохранение традиций. Инновации одинаковы у всех, традиции разные. Репутация создается инновацией, связанной с традициями. Для Петербурга, как и для Эрмитажа, это имперское, революционное, блокадное прошлое, связанное с умением выживать в сложных ситуациях и ощущать прелести мира.
Эрмитаж и Петербург характеризует редкое сочетание демократичности и аристократичности. Музей демократичен, потому что открыт для всех. Роскошь, ставшая общедоступной. Здесь каждый может найти то, что ему по душе: красивые полы, позолоту, картины, редкостные вещи... Музей обращается ко всем одновременно: и к любителям и гурманам. Настоящий демократизм - привлекать всех.
Непростой вопрос: у кого спрашивать о репутации, в чьих глазах она важна? К примеру, голландцы опрашивают не только тех, кто ходит в музей, а всех, включая Интернет.
Можно ли интересоваться мнением о музее тех, кто там не был? Конечно, можно. Репутация - закрепившееся представление, которое уже оторвалось от учреждения или города.
Есть разные категории посетителей. В европейских опросах весомо слово лидеров общественного мнения. Для нас важнее, что говорит народ и музейная среда.
Половина дохода Эрмитажа - деньги за билеты, поэтому мнение посетителя для нас важно. Музей финансируется государством. Значит, нельзя не учитывать мнение государственных чиновников.
Кроме того, существует категория доноров, которые финансово помогают музею, что-то получая взамен. В каждом спонсорском соглашении прописаны условия. Не все музеи могут противостоять требованиям спонсоров.
Чтобы создавать образ музея или города, который нравится нам самим, нужно понять, в чьих глазах мы формируем репутацию. Виктор Шкловский когда-то придумал термин «гамбургский счет». Он означает подлинную ценность, свободную от конъюнктуры и обстоятельств.
Можно выработать схему «гамбургского счета» в глазах министерства или средств массовой информации. Хотя всегда возможны дутые репутации или злобные наветы.
Репутация - высшая математика в рассуждениях о том, кто успешен, кто нет. Надо только определить, в чьих глазах она важна.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 179 (6532) от 25.09.2019 под заголовком «Откуда репутация берется».
Комментарии