erid: 2VtzqvVAvA4

Михаил Пиотровский: надо напоминать себе и другим о высокой миссии музея — хранителя памяти

Михаил Пиотровский: надо напоминать себе и другим о высокой миссии музея — хранителя памяти |

Мы открыли Неделю детской книги. Уже восемь лет она проходит в Главном штабе. Это событие петербургской культурной жизни, важно, что оно адресовано детям. Дети — наша надежда, для них многое планируется.

Первый этаж Главного штаба — еще и продолжение Дворцовой площади, то, что мы называем Форумом. Площадь постепенно воспитывается в духе Эрмитажа. Неделя детской книги — вариант Книжного салона на площади. И это часть процесса, который я бы назвал реваншем книги. Сейчас она начинает восстанавливаться в неравной борьбе с цифрой. Книга тактильна, мы смотрим на нее, держим в руках, возвращаемся к медленному чтению. Читать книгу с той же скоростью, как на экране, невозможно. Это связано с еще одной важной вещью — смотреть тоже надо медленно, люди от этого отвыкают.

В Зимнем дворце в Галерее графики открылась прекрасная выставка французской гравюры и рисунков XV — начала XVII века. Она представляет одну из лучших в мире коллекций и рассказывает языком искусства историю становления особого элегантного стиля французской культуры. Там есть раздел рукописей и печатных книг. Рукопись — великое творение, где все написано и нарисовано от руки. Видно, как книги первоначально подражают рукописи. Гравюры в них напечатаны, но раскрашены от руки. На тексте есть полоски, которые делали на рукописи, чтобы удобно было писать. Можно наблюдать, как один вид текста и изображений переходит в другой.

Похожий процесс происходит сейчас. Мы переходим к новым формам передачи информации. Их надо приспосабливать к тем, что использовались до сих пор. Раскрашенная от руки напечатанная гравюра — это то же, что сегодня работа с искусственным интеллектом. Он пишет картины, создает художественные концепции. То здесь, то там появляется информация, что искусственный интеллект — по старому названию робот — определяет подлинность картины.

Благодаря новым технологиям картины, которые считались копиями, становятся подлинниками. Это нормально. Если их внимательно изучить, оказывается, они не такие плохие. Одна швейцарская фирма, взяв копию знаменитой картины Рубенса, с помощью искусственного интеллекта определила, что это подлинник. Специалисты возражают. Механического, бухгалтерского подсчета цифр для этого процесса мало, требуется вдохновение. У робота его пока нет. Известно, что в сфере искусственного интеллекта больших чисел правильное — среднее число. Это как средняя температура по больнице.

Пример из жизни. Мы готовили на телевидении передачу о Каспаре Давиде Фридрихе. Решили сделать заставку с изображением его картин. Работу поручили машине. Есть картина, где Фридрих с невестой плывет на паруснике. Искусственный интеллект посадил в лодку двух мужчин в той же позе, как на картине. Один в одежде ковбоя, другой в женском платье. Машина выбрала то, что ей казалось наиболее подходящим для широкой публики. Мы примерно знаем, откуда она это взяла. На рекламе фильма «Горбатая гора» такое же расположение фигур. Не исключено, что пиарщики фильма позаимствовали композицию у Каспара Фридриха.

Надо не ругать искусственный интеллект, а обучать, как мы учим детей. Если обучить правильно, может получиться интересный результат.

Нельзя покоряться машине. Сейчас мы переживаем бюрократическое цунами. Вопросы по работе учреждений, в сфере культуры в том числе, составляет машина. Посреди горы бумаг — человек, который должен ответить на вопросы, машина затем оценит результат. На этом основании решение будет принимать министерство. Искусственный интеллект вторгается всюду. Теперь не полицейский, а машина фиксирует автомобили, которые стоят не там, где положено. В результате, если возле Эрмитажа сотрудника музея ждет автомобиль, на котором он должен ехать, фиксируется нарушение и приходит штраф. Полицейский разобрался бы, с машиной не поспоришь.

В музейной жизни много рутины: отслеживание билетов, посещаемости, погоды, транспорта… Надо напоминать себе и другим о высокой миссии музея — хранителя памяти. Поэтому время от времени мы выпускаем манифесты с философскими мыслями и резкими высказываниями, отзываясь на острые моменты в своей истории. Это наша традиция. Манифест «Музей прямо сейчас» — рассуждения о сегодняшнем дне музеев. Союз музеев России — организация не бюрократическая. У нее нет зданий, помещений, денег, имущества. Только представление о наших главных целях. Этих целей три: обеспечить культурное единство страны за счет единого музейного пространства; обеспечивать законодательную защиту вещей, которые мы храним, и самих хранителей; определить правильные критерии, что считать успехом в деятельности музеев.

Манифест опубликовали, появилось немало откликов. Понятно, что прежде всего внимание привлекли острые моменты.

Первое и очень важное: музей — не досуговое учреждение, каким его часто считают люди и руководители. Для досуговых учреждений главное — отчетность, что удобно для начальников и для тех, кто отчитывается. Провел 50 лекций, 60 фестивалей… Внутреннее чутье музейного сообщества подсказывает, что такой подход не для музеев. Они не укладываются в эту схему. Бухгалтерский учет и музейный — разные. В музее каждая вещь уникальна.

Многие не поняли рассуждений о музейных кадрах. Тут же стали писать, что в музеях их не хватает. Хватает, речь идет о руководителях. Руководящие кадры в музее должны быть динамичными. Это не значит, что специалист, пришедший из другой области, не может руководить музеем. Но у музеев много задач, это не место для человека, который хочет отдыхать. Музейные кадры — «штучный товар», их надо тщательно подбирать.

Я понимаю все трудности министерства. Выбирают то открыто, то нет. С нами иногда советуются. Была процедура, когда люди защищали свои программы. Есть разные способы. Союз музеев готов в этом участвовать, вместе проводить конкурсы. Есть список людей, которых мы хотели видеть на руководящих позициях.

Если мы живем в условиях суверенных культур, то надо понимать, что они держатся на суверенитете музеев. Каждый музей суверенен, у него есть право принимать множество решений. Такой порядок существует, но на него постоянно происходят нападки.

Музей — судья и знак качества. Если вещь попала в музей, это последняя инстанция. Кому‑то это нравится, кому‑то нет. Музеем командовать нельзя. Решение что и как выставлять — право музея. Если он ошибся, можно спрашивать, наказывать, но не диктовать. Я директор Эрмитажа 32 года, мне никто и никогда не указывал: делай то или иное.

Для музея прежде — наука и просвещение. Без науки, исследований, новых знаний, передачи их людям музеи существовать не могут.

Я часто повторяю: нет лучшего воспитателя патриотизма, чем Военная галерея 1812 года. Там можно у каждого портрета говорить о семейных ценностях и патриотизме. Людей надо воспитывать не на примитивных примерах.

Музей — воспитатель патриотизма с помощью истории, в которой есть и Александр Невский, и война 1812 года, и Первая мировая… Наша история разнообразна. Недавно я листал книгу Жореса Ивановича Алферова. Он пишет, как правильно говорить о Великой Отечественной войне, как она важна, ее нельзя очернять. При этом он напоминает, что в ХХ веке Россия выиграла только эту войну. Мы проиграли Первую мировую, Русско-японскую… Серьезный разговор о прошлом воспитывает понимание собственной истории. Я часто повторяю и буду повторять: в людях надо воспитывать гордость, а не гордыню.

В нашем манифесте есть и взгляд на управленческие позиции. Как специалист по средневековому искусству и культуре, я все раскладываю по полочкам.

Прежде всего — оценка системы успешности. Мы точно знаем, что повышение числа посетителей не показатель успешности. И требование бесконечно больше зарабатывать денег неправильное. Одна из задач Союза музеев России — придумать критерии успешности. Они сложные. Допустим, сколько музей хочет принять людей. Например, в Главный штаб пока не приходит столько посетителей, сколько мы хотим и готовы принять. Для Зимнего дворца, чтобы там нормально находиться, больше не надо. Думаю, что критерий успеха — мы с этим пока экспериментируем — и количество бесплатных посетителей. Эрмитаж принимает 25 – 30 % посетителей бесплатно. Это значит, музей зарабатывает столько, что может себе это позволить. Напоминаю: государственной системы льгот для учреждений культуры не существует. Все из кармана музея.

Сегодня важнейшая проблема — страхование при транспортировке вещей по России. Раньше при вывозе выставок за пределы страны эти расходы несла принимающая сторона. Теперь мы платим сами. Я уже упомянул о сохранении музеями единого культурного пространства. Много возим выставок, это замечательно. Они едут не только в Москву и Петербург, но и в Калининград, Владивосток, Саратов, Пермь… У Эрмитажа шесть центров в России. Страховка дорогая. Пока не получается добиться государственной системы страхования. Страховые компании стоят насмерть. Дорого стоит и транспортировка вещей во Владивосток, Омск, Оренбург. И в этом нужна государственная система поддержки.

Сегодня музеи стали модными, все хотят к ним приобщиться. Что только не называют музеем. У Союза музеев России есть четкое определение. Музей — наличие фондов. Место, где вещи выставляются — галереи. Мы с ними сотрудничаем, но это не музеи.

Я не ожидал, что манифест вызовет большую реакцию. Это внутренний документ для музейного сообщества, уже пятый по счету. Удивляются люди, которые занимаются пиаром и пропагандой, но это другие технологии, в музеях они должны быть на втором месте. Некоторых раздражают в тексте слова, которые редко теперь употребляют, — доброта, чувство собственного исторического достоинства.

Когда говорят о культуре, часто употребляют слово «отрасль». Подход к культуре как к отрасли, к производству не подходит. Легко все сосчитать, как станки на заводе, но результата не будет.

У музейного сообщества есть то, что называется коллективным чутьем, и понимание своей высокой миссии. Мы должны напоминать об этом себе и обществу.

Читайте также:

В Эрмитаже прошла научная конференция «Ювелирное искусство и материальная культура»

Михаил Пиотровский: Блокада Ленинграда — важная часть истории Эрмитажа. Память о ней присутствует везде


#Михаил Пиотровский #Эрмитаж #музеи

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 53 (7875) от 26.03.2025 под заголовком «Музеи прямо сейчас».


Комментарии