Михаил Пиотровский: На историю и сегодняшний день можно смотреть через разную оптику, очки и фильтры, видеть события по-разному
Белые ночи — особенность нашего города, которая «не с неба упала». Белые ночи есть не только у нас, но и в других городах, к примеру, в Скандинавских странах. Мировым туристическим брендом, придающим особую привлекательность городу на Неве, белые ночи стали благодаря усилиям советского «Интуриста». Это наша фишка.
В Эрмитаже для журналистов, которые пишут о музее, есть традиционный праздник «Проводы белых ночей». Мы подводим некоторые итоги, зажигаем во дворе знаменитый фонарь.
В этом году придумали довольно обширную программу, чтобы показать, что такое большой универсальный музей. Создается ощущение, что в обществе мало кто имеет об этом представление. Эрмитаж можно охарактеризовать двумя словами: экосистема или же холдинг. Музей объединяет много разных видов деятельности, причем не только художественных. Провожая белые ночи, мы решили это показать.
Журналисты увидели реставрацию картины Рубенса «Вакх». Зрелище потрясающее. Они побывали в Висячем саду, куда посетителей музея не допускают. Там замечательная программа растений, ритм и цветение которых постоянно меняется: специальные сорта тюльпанов «Эрмитаж», цветок «Императорский рябчик», которому посвящен отдельный праздник… Висячий сад — то, что называется сокрытой радостью Эрмитажа.
Журналисты посетили энергетический пульт, который обеспечивает работу музея. В завершение побывали в хранении рисунка. Я думаю, это самое красивое из того, что есть в Эрмитаже. Рисунок — единственное, что сделано рукой одного мастера. В живописи часто присутствие учеников. Рисунок — энергетически насыщенная вещь.
Я постоянно напоминаю, что в нашем городе теперь два Эрмитажа. Один на Дворцовой площади, второй в Старой Деревне, где тоже есть эрмитажная площадь, на которой мы решили проводить фестивали.
В Старой Деревне традиционный праздник «Проводы белых ночей» получил продолжение. Здесь состоялся показ двух новых выставок. Одна представляла посуду, которую подводные археологи достали с затонувшего в 1854 году в Балтийском море фрегата «Орел». Рядом были выставлены только что прошедшие реставрацию портреты китайских чиновников времени Елизаветы Петровны. Они из так называемых перемещенных ценностей, когда‑то находились в Берлинском этнографическом музее. Портреты предваряют выставку «Три императора», которую мы готовим совместно с китайскими коллегами. Она расскажет об императорах династии Цин, правивших примерно в одно время с нашей династией Романовых.
Михаил Пиотровский: Правильное решение, будь то экономическое или политическое, всегда красиво. Эту красоту надо пониматьДва праздника на двух площадках. Почему я выделяю Старую Деревню? Потому, что наш реставрационно-хранительский центр не только большое достижение в музейном деле, куда приезжают перенимать опыт отовсюду. Возвращаясь к теме музея как экосистемы и холдинга, это вклад Эрмитажа в развитие Петербурга.
Городу надо развиваться, создается второй Петербург. В Старой Деревне уже стоит несколько эрмитажных зданий, строится новое, где будут открытая библиотека, третий Рыцарский зал, институт костюма… В этом градостроительная и градообразующая роль Эрмитажа.
Одна из важнейших миссий музея — хранитель исторической памяти. В этой связи хотелось бы высказаться по поводу актуальной ситуации.
Бывший премьер-министр Нидерландов Марк Рютте, человек мне знакомый, как казалось, музейный. Мы с ним долго беседовали в Эрмитаже на выставке голландских портретов и в национальном музее Астаны. Недавно он позволил себе оскорбительно высказаться о профессии историка. Высказался в том плане, что негоже историку возглавлять делегацию на серьезных переговорах. Вообще‑то человек, о котором шла речь, профессиональный дипломат. Но и оскорбительный тон по отношению к истории неверен и чреват плохими последствиями.
Уроки истории и ее рифмы важны в переговорах и делах сегодня, как и всегда.
Вот и сюжет. В здании Биржи мы готовим зал, посвященный великому русскому правителю и святому Александру Невскому. Знаменитый связанный с ним миф, увековеченный в фильме Эйзенштейна, — ледовое побоище на Чудском озере. Но главной для защиты русской территории от шведского вторжения стала Невская битва. Агрессивная держава Швеция наступала, стремясь присоединить не только Финляндию, но и новгородские, а также прилегавшие к ним земли. Александр Невский шведов разбил и остановил.
Петр Великий основал на Неве город, чтобы удержать территорию, отвоеванную Александром Невским. Построив Петербург, он продолжил дело Александра Невского, привез сюда его мощи. Александро-Невская лавра создана для того, чтобы сохранить этот пласт русской истории.
Северная война, которую Петр вел со шведами, завершилась победой под Полтавой. Сегодня многие об этом вспоминают. Когда мы смотрим на картины с изображением сражения под Полтавой, видим цвет поверженных знамен. Желтый и синий — цвета государственного флага Швеции. Рифма истории, созвучная нашему времени. Поэтому сегодня, когда в переговорах упоминают о Северной войне, это ставит исторические события в определенные рамки. Россия — страна с великой историей, связь с которой не слабеет.
Россия воюет по алгоритму, что называется, «скифской войны». Когда сильный противник наступает, надо отступить, потом развернуться и его уничтожить. Так строилась война России с Польшей в Смутное время, со шведами во времена Петра, с Францией во времена Наполеона. Так было в Первую и Вторую мировые войны… Алгоритм, который есть в истории. Его учитывают враги и друзья России.
Я уже говорил, что в Ветхом Завете есть рифмы к сегодняшним событиям в Святой земле. Газа, которая сегодня у всех на слуху, была городом филистимлян, врагов Израиля. Они хитростью пленили и ослепили своего главного врага, богатыря Самсона, а он обрушил стены их храма. Глядя на разрушенную сегодня Газу, историк понимает эмоции израильских военных и политиков так же, как их призывы раз и навсегда уничтожить «амалекитов», когда‑то препятствовавших шедшим из Египта израильтянам завоевать Святую землю.
Древние события и эмоции живут в умах и делах. Йемен прерывает торговлю на Красном море, как делал это в VI веке, за что получил вмешательство великих тогда держав — Эфиопии и Византии.
История врывается в политическую жизнь. Когда мы делали выставку про Саудовскую Аравию, там была карта, на которой организаторы обозначили Аравийский залив. Мы получили замечание иранского посольства: залив называется Персидским. Казалось бы, какая разница? Спор становится серьезнее, когда речь идет о другом заливе — Мексиканском. Не дипломаты на выставке, а президент США говорит, что залив должен носить имя Америки.
Есть знаменитое выражение Оскара Уайльда «Красота в глазах смотрящего». Все зависит от личного восприятия увиденного. На историю и сегодняшний день можно смотреть через разную оптику, очки и фильтры, видеть события по‑разному.
Бомбежка Тегерана — что это? Защита израильтян, противодействие распространению ядерного оружия? Возьмем другой объектив и фильтр. Арабские страны и Турция руками израильтян и американцев остановили опасное для них наступление Ирана и еретического для многих из них течения шиизма. Несколько лет их сдерживала ирако-иранская война. Потом шииты-эмигранты приложили огромный усилия, чтобы спровоцировать американское вторжение в Ирак. Саддама Хусейна свергли, суннитский Ирак стал шиитским. А затем шиитские общины приобрели огромную силу по всему арабскому миру — восточная Аравия, Ливан, Йемен, Сирия… Это беспокоило больше, чем существование Израиля. Теперь шиитов остановили. А ХАМАС ничего не проиграл. Своей страшной резней они стремились спровоцировать войну и не дать миру воцариться на Ближнем Востоке. Война разгорелась и не утихает.
Не претендую на полный анализ. Но это способ, как можно видеть события с точки зрения истории и при наличии разных оптик.
Исторический подход объясняет многое. Сегодня большая европейская проблема — мигранты. На нее можно смотреть, как на зеркальное отражение Крестовых походов. Один взгляд: Крестовые походы — священная война в защиту христианства от ислама. Другой: бедная Европа, нуждающаяся в инвестициях, пошла грабить богатый Ближний Восток и создала там крестоносные государства.
Такая зеркальность придает более широкий контекст пониманию того, что происходит. История, сохранением которой занимаются музеи, живет рядом с нами всегда. Знание истории позволяет понимать современную политику. Иногда идеология и политика сливаются.
Недавно важное событие произошло в Казани. Там проходил крестный ход в честь иконы Казанской Божией Матери. В нем принимал участие Патриарх Кирилл.
Известно, что икона Казанской Божией Матери была явлена в завоеванной Иваном Грозным Казани, она стала одной из главных икон российской государственности.
Казань была одним из последних оплотов Золотой Орды. Когда Иван Грозный ее брал, среди идеологических обоснований, что зафиксировано в сказаниях, значился реванш за важнейший удар по христианству — захват Константинополя войсками османов. Пусть и спустя сто лет победа над исламом воспринималась как реванш за Константинополь. Принято считать, что икона, которая явилась в Казани, была из Константинополя.
У чудотворной иконы, носящей дух Константинополя, потрясающая история. Образ существует во множестве списков. Перед ними молятся, когда идут на войну. Эта икона защищала Москву от поляков и французов, перед ее списком в Петербурге молились Петр и Александр I.
Один из списков иконы вернулся в Казань из Ватикана. Идут споры, как она туда попала, каким списком была. Правительство Татарстана и мусульмане Казани сыграли огромную роль, чтобы из личных покоев Папы Римского икона приехала в Казань. Ее возвращение стало символом объединения усилий мусульман и православных на российской земле.
Чудотворная икона, прибывшая из Ватикана, находится в христианском соборе Казани. В Булгарах — главном месте исламской истории Татарстана стоит христианский собор, в Казанском кремле рядом расположены мечеть и собор. Восстанавливаются памятники Свияжска — города, построенного специально, чтобы взять Казань.
Внимание к рифмам истории, использование духовных элементов — пример того, как можно объединять людей. Благодаря правильной политике на казанской земле удается достигать взаимодействия двух религий. Притом что раньше, во времена Российской империи, именно там обе были активны в противодействии друг другу.
Читайте также:
В Двенадцатиколонном зале Эрмитажа работает выставка «Светильники на мусульманском Востоке»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 138 (7960) от 31.07.2025 под заголовком «Красота в глазах смотрящего».




Комментарии