Михаил Пиотровский. Музейные спутники меняют орбиты

Я недавно вернулся из Казани, где открылись очередные Дни Эрмитажа — активная, давно изобретенная форма музейной жизни. Она продолжается, несмотря на глобальные геополитические изменения.

Михаил Пиотровский. Музейные спутники меняют орбиты |

В Казани замечательный, давно существующий центр «Эрмитаж — Казань». Он — часть музея-заповедника «Казанский кремль». Президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев центр создавал, он и теперь присутствовал на открытии выставки.

В Дни Эрмитажа проходил мастер-класс по реставрации. Это важная часть музейного сотрудничества. Были семинары и конференции по опыту инклюзивных практик, которые активно входят в музейный мир. И мы открыли в Казани выставку, посвященную Александру Македонскому. Это знаменитая выставка, которая проходила в Эрмитаже, в Голландии, в Австралии.

Она рассказывает про восточный поход Александра Македонского, про страны, им завоеванные, где благодаря его походу возникло особое явление культуры — эллинизм, который теперь можно назвать евразийским. Объединение Востока и Запада. У Льва Николаевича Гумилева есть воспоминания, как он создавал свою теорию пассионарности. В лагере на нарах он размышлял о том, зачем Александр Македонский отправился в Индию. Рационального экономического объяснения этому походу Македонского нет. Тут и возникла теория пассионарности.

Эрмитаж — единственный в мире музей, который может рассказать про Македонию, Элладу, Малую Азию, Персию, Среднюю Азию, Индию. Все это связано с Александром Македонским. А еще это рассказ о том, как он стал всемирным героем и как трансформировался его образ. Эрмитаж — музей универсальный, может создать диалог вокруг одной истории.

Мы привезли в Казань замечательные вещи. Там знаменитая диадема, камея с изображением Зевса, щит, защищавший слона, настенные росписи из Средней Азии, картины Тьеполо, Питтони… Мощная выставка.

Параллельно с ней проходили лекции эрмитажных сотрудников. Свою лекцию я посвятил образу Александра Македонского в мусульманской культуре.

Для Эрмитажа имя Александр магическое. Александр Невский, Александр I — победитель Наполеона. Александр II и Александр III тоже эрмитажные герои.

Сегодня выставочная стратегия музея единая для всех спутников. Это российская история, имперская культура Российской империи, Эрмитаж как особое явление культуры. В Казани гостит выставка про Александра Македонского, в Выборге — «Иностранные портретисты XIX века», испанское искусство в Екатеринбурге, выставка французского искусства откроется в Омске…

Скажем так, у системы «вселенная Эрмитаж» сместилась земная ось. Спутники Эрмитажа могут менять орбиты и контент. Мы активно работаем в России. В перспективе прокладываются дороги на Ближний Восток и Персидский залив…

Мы возим в регионы хорошие выставки, чтобы ими делиться. Это часть стратегии в условиях культурного импортозамещения. Другая часть — обмен опытом. В эрмитажных центрах идет своя большая работа.

В Казани мы обсуждали местный опыт инклюзивных практик, рассказывали о своем опыте. Выставку об Александре Македонском готовил наш Античный отдел. Он активно занимается инклюзивными проектами. В Эрмитаже выставлены копии скульптур, которые можно трогать. Еще один проект создан вместе с БДТ: по QR-коду можно слушать чтение античных текстов артистами театра. Так музей получает дополнительные возможности расширять аудиторию посетителей.

В Казани большое внимание уделяется детской аудитории. Поэтому наряду с научным рассказом об Александре Македонском на выставке есть вещи, адресованные как взрослым, так и детям. И тем и другим интересно сложить большую мозаику о сражении Александра Македонского с персидским царем Дарием. На выставке можно посмотреть анимацию про боевых слонов и ощутить ароматы, которые, возможно, в античное время были в Древней Греции и на Древнем Востоке.

Завершает выставку картина Тьеполо «Александр Македонский и Диоген». Знаменитый сюжет: Александр спрашивает, чем он может помочь философу. Тот требует не загораживать солнце. Рядом с картиной стоит бочка и инструкция, как в нее можно залезть. В эрмитажных залах подобное не сделаешь. Но в Казани это вписывается в стиль и дизайн временной выставки. Особенный, новаторский стиль, характерный для этого города.

История с музейными новациями в инклюзии революционна. Они открывают новые возможности не только для людей, которые плохо видят или слышат. Прикоснуться к скульптуре хочется всем, это особые ощущения. В инклюзивной революции могут быть ошибки и перегибы. Музей не должен превращаться в Диснейленд. Но некоторые элементы развлечения могут быть использованы.

Сейчас много говорят о цифровой революции и цифровой культуре. Самая обсуждаемая вещь — паспорт по QR-коду. Мы размышляем: легче или сложнее будет им пользоваться. С одной стороны, уже известно, что цифра может плодить еще больше бумаг. С другой, она способна экономить бумагу, время и эмоции.

Пандемия поставила эксперимент работы на удалении. Новейшие технологии это позволяют. Мы разработали и оформили юридически систему смешанного графика. Тот, кто занимается интеллектуальной деятельностью, может день-два в неделю выполнять ее, не приходя в Эрмитаж, будучи на постоянной связи с музеем через Интернет, работая на компьютере. Система не безумно новая. В Академии наук два дня в неделю — библиотечные.

В музейной сфере это управленческая революция. Самое важное, что в результате мы экономим человеческий капитал. Я все время повторяю: вещи в музее — половина дела. Остальное — люди. Они должны работать интенсивно и эффективно.

В минувшем году Эрмитаж практически вернулся к допандемийному периоду и даже превзошел намеченные планы. Мы открыли больше пятидесяти выставок, из них почти половина в городах России, издали более пятидесяти книг, провели тридцать археологических экспедиций с двумя сенсационными открытиями, 2,6 миллиона человек побывали в музее, 30 миллионов посетили наши социальные сети. Заработанные средства позволили сделать день в неделю бесплатным для пенсионеров. 15 % посетителей приходят в Эрмитаж бесплатно, столько же — по льготной цене. Это важный показатель эффективности.

Результат хороший, в частности, потому, что есть некое высвобождение человеческой энергии при правильном контроле.


#Эрмитаж #Пиотровский #музей

Комментарии