Между музыкой и слушателем. Где учат ведущих концертов?

Если когда-нибудь крошка-сын сообщит вам, что его манит карьера лектора-музыковеда и ведущего концертов, а потом потребует: «Пусть меня научат!», вы попадете в неловкое положение. Подобного факультета нет ни в одном из вузов. Хотя профессия существует и остается востребованной. Тем более интересной, что каждый ее представитель в процессе самообучения формирует собственную сверхзадачу. Вот три примера.

Между музыкой и слушателем. Где учат ведущих концертов? | Постоянные слушатели следуют за Ларисой Воронцовской из одного концертного зала в другой. ФОТО предоставлено «Петербург-концертом»Постоянные слушатели следуют за Ларисой Воронцовской из одного концертного зала в другой. ФОТО предоставлено «Петербург-конце

Постоянные слушатели следуют за Ларисой Воронцовской из одного концертного зала в другой. ФОТО предоставлено «Петербург-концертом»Постоянные слушатели следуют за Ларисой Воронцовской из одного концертного зала в другой. ФОТО предоставлено «Петербург-конце

Лариса Воронцовская, лектор-музыковед. 

Окончила теоретико-композиторский факультет петербургской Консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Работает в «Петербург-концерте» еще с тех времен, когда он именовался «Ленконцертом». Ведет циклы встреч (абонементы) в Доме Кочневой, Капелле, Центре искусства и музыки при библиотеке имени В. Маяковского, петербургской библиотеке для слепых и слабовидящих, и не только. В числе ее абонементов есть бесплатные.

Лариса полагает, что профессия лектора-ведущего, открывающего концерт и помогающего слушателям глубже и полнее проникнуться музыкой, родилась после революции. Тогда в театры и концертные залы стали все чаще попадать люди, к встрече с высоким искусством не готовые, не владеющие базовой информацией. Для них и были придуманы короткие вступительные выступления, своего рода прологи. Сам Михаил Булгаков в 1920-х выступал перед спектаклями, концертами и диспутами и, по воспоминаниям очевидцев, «прекрасно говорил».

Одним из лучших в профессии Воронцовская считает Ираклия Андроникова, литературоведа, телеведущего, мастера художественного рассказа. Записи его передач можно отыскать в Интернете. Они завораживают не столько обилием полезной информации, сколько артистизмом и эмоциональностью.

Подобным образом старается проводить свои концерты и Лариса Воронцовская. Она готовится к ним долго и тщательно, перечитывая десятки книг, отбирая вместе с исполнителями музыку и выстраивая порядок номеров. В большинстве случаев она не только открывает концерты, но и ведет их до самого конца, сопровождая словом, фактами и подходящими цитатами каждый музыкальный фрагмент. Всегда выходит на сцену в концертном платье.

Список тем ее выступлений широк необыкновенно. Точкой отсчета служат юбилеи композиторов, поэтов, режиссеров, писателей, певцов и танцовщиков, исторические даты... И о каждом из своих героев она рассказывает так, будто знала его лично.

Александр Малич, ведущий концертов. 

Окончил факультет международных отношений петербургского Государственного университета, работает на радио и телевидении, автор документальных фильмов. Около 10 лет назад Филармония предложила ему стать ведущим абонемента «Концерты во фраках и джинсах», адресованного тем, кто давно хотел побывать на классическом концерте, но стеснялся спросить, как надо одеться.

Лучшим из ведущих-просветителей Александр тоже называет Ираклия Андроникова, с которым его помимо прочего роднит чувство юмора.

Малич выходит к зрителям в начале концерта и, если потребуется, перед каждым номером, но долго не говорит. Считает, что информацию сегодня каждый может отыскать самостоятельно, задача ведущего - не пополнить запас знаний зрителя (слушателя), а настроить его на восприятие музыки, снять ощущение неловкости, напряжение. Программы концертов, которые он проводит, формирует Филармония, редакторы-музыковеды подбирают необходимые даты и факты. Задача ведущего - творчески переосмыслить информацию, превратить ее в увлекательный рассказ.

В первом отделении ведущий действительно выходит в джинсах, а оркестр во фраках. Во втором - наоборот. Сначала звучит академическая классика, затем - музыка из кинофильмов или то, что называют «классикой рок-музыки».

Наталия Энтелис, лектор-музыковед. 

Окончила историко-теоретическое отделение Ленинградской консерватории. Выступает с публичными лекциями в концертных залах. Долгое время была художественным руководителем Государственной детской филармонии. Сотрудничает с Санкт-Петербургской академической филармонией более 20 лет.

Она рассказывает, что когда-то композиторы сами писали «предуведомления» к своим произведениям, пытаясь выстроить из слов хрупкий мостик между музыкой и слушателем. «Я - тот самый мостик», - говорит Наталия.

Ее выступления могут быть выстроены по-разному - как вступительное слово к концерту, увертюра или как сквозной разговор со зрителем. Она не просто называет имена авторов и исполнителей, она размышляет о времени и музыке. В одном из циклов даже выходит в зал в антракте, чтобы отвечать на вопросы.

Несмотря на огромный опыт работы, Наталия готовится к своим лекциям подолгу, изучая всевозможную литературу, письма и дневники композиторов и их современников. «Когда ты помещаешь произведение в контекст реальности, оно начинает играть другими красками», - объясняет Энтелис. Из разрозненных фактов она складывает единую сюжетную линию. Когда это возможно, принимает участие в составлении программы. О своей работе говорит: «Это музыковедение без терминов. Музыка и рассказ составляют единое целое. Я готовлю людей к восприятию музыки, музыка подтверждает мои слова».

Очевидно, что у каждого из трех этих ведущих (лекторов, просветителей) - своя творческая индивидуальность. И у каждого - свои постоянные слушатели, готовые кочевать за ними из зала в зал, приводить с собой друзей, детей и внуков. Те, кому нравятся выступления Ларисы Воронцовской, вряд ли оценят Александра Малича. Поклонники Наталии Энтелис предпочтут ее обоим. Но есть и то, что всех троих объединяет, - человеческая энергия, азартный интерес к теме. Именно ими они заражают (заряжают?) зрителей.

Их непростая работа требует и актерских способностей, и режиссерских навыков, и огромной эрудиции. В наш век, когда на человека обрушивается так много информации (не всегда достоверной), особенно дороги профессионализм и азарт, умение мыслить и искренняя увлеченность. Именно они не дают исчезнуть профессии ведущего-лектора-музыковеда.

Читайте также о том, что открыта продажа дополнительных билетов на концерт Rammstein в Петербурге.

#концерт #музыка #профессия #ведущие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 091 (6444) от 23.05.2019 под заголовком «А у нас идет концерт».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...