Между музыкой и слушателем. Где учат ведущих концертов?

Если когда-нибудь крошка-сын сообщит вам, что его манит карьера лектора-музыковеда и ведущего концертов, а потом потребует: «Пусть меня научат!», вы попадете в неловкое положение. Подобного факультета нет ни в одном из вузов. Хотя профессия существует и остается востребованной. Тем более интересной, что каждый ее представитель в процессе самообучения формирует собственную сверхзадачу. Вот три примера.

Между музыкой и слушателем. Где учат ведущих концертов? | Постоянные слушатели следуют за Ларисой Воронцовской из одного концертного зала в другой. ФОТО предоставлено «Петербург-концертом»Постоянные слушатели следуют за Ларисой Воронцовской из одного концертного зала в другой. ФОТО предоставлено «Петербург-конце

Постоянные слушатели следуют за Ларисой Воронцовской из одного концертного зала в другой. ФОТО предоставлено «Петербург-концертом»Постоянные слушатели следуют за Ларисой Воронцовской из одного концертного зала в другой. ФОТО предоставлено «Петербург-конце

Лариса Воронцовская, лектор-музыковед. 

Окончила теоретико-композиторский факультет петербургской Консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Работает в «Петербург-концерте» еще с тех времен, когда он именовался «Ленконцертом». Ведет циклы встреч (абонементы) в Доме Кочневой, Капелле, Центре искусства и музыки при библиотеке имени В. Маяковского, петербургской библиотеке для слепых и слабовидящих, и не только. В числе ее абонементов есть бесплатные.

Лариса полагает, что профессия лектора-ведущего, открывающего концерт и помогающего слушателям глубже и полнее проникнуться музыкой, родилась после революции. Тогда в театры и концертные залы стали все чаще попадать люди, к встрече с высоким искусством не готовые, не владеющие базовой информацией. Для них и были придуманы короткие вступительные выступления, своего рода прологи. Сам Михаил Булгаков в 1920-х выступал перед спектаклями, концертами и диспутами и, по воспоминаниям очевидцев, «прекрасно говорил».

Одним из лучших в профессии Воронцовская считает Ираклия Андроникова, литературоведа, телеведущего, мастера художественного рассказа. Записи его передач можно отыскать в Интернете. Они завораживают не столько обилием полезной информации, сколько артистизмом и эмоциональностью.

Подобным образом старается проводить свои концерты и Лариса Воронцовская. Она готовится к ним долго и тщательно, перечитывая десятки книг, отбирая вместе с исполнителями музыку и выстраивая порядок номеров. В большинстве случаев она не только открывает концерты, но и ведет их до самого конца, сопровождая словом, фактами и подходящими цитатами каждый музыкальный фрагмент. Всегда выходит на сцену в концертном платье.

Список тем ее выступлений широк необыкновенно. Точкой отсчета служат юбилеи композиторов, поэтов, режиссеров, писателей, певцов и танцовщиков, исторические даты... И о каждом из своих героев она рассказывает так, будто знала его лично.

Александр Малич, ведущий концертов. 

Окончил факультет международных отношений петербургского Государственного университета, работает на радио и телевидении, автор документальных фильмов. Около 10 лет назад Филармония предложила ему стать ведущим абонемента «Концерты во фраках и джинсах», адресованного тем, кто давно хотел побывать на классическом концерте, но стеснялся спросить, как надо одеться.

Лучшим из ведущих-просветителей Александр тоже называет Ираклия Андроникова, с которым его помимо прочего роднит чувство юмора.

Малич выходит к зрителям в начале концерта и, если потребуется, перед каждым номером, но долго не говорит. Считает, что информацию сегодня каждый может отыскать самостоятельно, задача ведущего - не пополнить запас знаний зрителя (слушателя), а настроить его на восприятие музыки, снять ощущение неловкости, напряжение. Программы концертов, которые он проводит, формирует Филармония, редакторы-музыковеды подбирают необходимые даты и факты. Задача ведущего - творчески переосмыслить информацию, превратить ее в увлекательный рассказ.

В первом отделении ведущий действительно выходит в джинсах, а оркестр во фраках. Во втором - наоборот. Сначала звучит академическая классика, затем - музыка из кинофильмов или то, что называют «классикой рок-музыки».

Наталия Энтелис, лектор-музыковед. 

Окончила историко-теоретическое отделение Ленинградской консерватории. Выступает с публичными лекциями в концертных залах. Долгое время была художественным руководителем Государственной детской филармонии. Сотрудничает с Санкт-Петербургской академической филармонией более 20 лет.

Она рассказывает, что когда-то композиторы сами писали «предуведомления» к своим произведениям, пытаясь выстроить из слов хрупкий мостик между музыкой и слушателем. «Я - тот самый мостик», - говорит Наталия.

Ее выступления могут быть выстроены по-разному - как вступительное слово к концерту, увертюра или как сквозной разговор со зрителем. Она не просто называет имена авторов и исполнителей, она размышляет о времени и музыке. В одном из циклов даже выходит в зал в антракте, чтобы отвечать на вопросы.

Несмотря на огромный опыт работы, Наталия готовится к своим лекциям подолгу, изучая всевозможную литературу, письма и дневники композиторов и их современников. «Когда ты помещаешь произведение в контекст реальности, оно начинает играть другими красками», - объясняет Энтелис. Из разрозненных фактов она складывает единую сюжетную линию. Когда это возможно, принимает участие в составлении программы. О своей работе говорит: «Это музыковедение без терминов. Музыка и рассказ составляют единое целое. Я готовлю людей к восприятию музыки, музыка подтверждает мои слова».

Очевидно, что у каждого из трех этих ведущих (лекторов, просветителей) - своя творческая индивидуальность. И у каждого - свои постоянные слушатели, готовые кочевать за ними из зала в зал, приводить с собой друзей, детей и внуков. Те, кому нравятся выступления Ларисы Воронцовской, вряд ли оценят Александра Малича. Поклонники Наталии Энтелис предпочтут ее обоим. Но есть и то, что всех троих объединяет, - человеческая энергия, азартный интерес к теме. Именно ими они заражают (заряжают?) зрителей.

Их непростая работа требует и актерских способностей, и режиссерских навыков, и огромной эрудиции. В наш век, когда на человека обрушивается так много информации (не всегда достоверной), особенно дороги профессионализм и азарт, умение мыслить и искренняя увлеченность. Именно они не дают исчезнуть профессии ведущего-лектора-музыковеда.

Читайте также о том, что открыта продажа дополнительных билетов на концерт Rammstein в Петербурге.

#концерт #музыка #профессия #ведущие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 091 (6444) от 23.05.2019 под заголовком «А у нас идет концерт».


Комментарии