Место объединения. Чем интересен Музей друзей Саввы Ямщикова

«В наш музей приезжают со всей России, от Калининграда до Дальнего Востока, – поясняет театровед Маргарита Скрылова, хранитель Музея друзей Саввы Ямщикова в Пушкинских Горах. – В основном те, кто читал его книги или смотрел телепередачи с участием Савелия Васильевича. У нас происходит удивительная вещь: вглядываясь в фотографии, люди начинают рассказывать о себе».

Место объединения. Чем интересен Музей друзей Саввы Ямщикова | Проходя по залам музея, посетитель как будто бы вместе с Савелием Ямщиковым переживает повороты его непростой творческой судьбы. / ФОТО АВТОРА

Проходя по залам музея, посетитель как будто бы вместе с Савелием Ямщиковым переживает повороты его непростой творческой судьбы. / ФОТО АВТОРА

Музей открылся год назад в день рождения Саввы Ямщикова, искусствоведа и «реставратора всея Руси». Личность редкая и самобытная: за сорок с лишним лет ему удалось возродить сотни произведений иконописи и вернуть имена забытых художников. А организованные Ямщиковым выставки, на которых показывали открытия реставраторов, стали неотъемлемой частью культуры.

«Я благодарен судьбе, что был знаком с ним, – говорит директор музея-памятника «Исаакиевский собор» Юрий Мудров. – Да, человек он был очень сложный, иногда суровый и несправедливый – с ним легко было поссориться. Но какой большой души человек – он умел дружить с истинно русским размахом. Самое главное – знакомил между собой людей. И хотя Саввы Ямщикова нет на этом свете уже двенадцать лет, люди, которых он когда-то «подружил», сегодня продолжают общаться».

Именно поэтому даже само название «Музей друзей» приобретает совершенно особый смысл. За прошедший год музей (вход в него, кстати, бесплатный) наполнился жизнью. Он действительно служит местом объединения не только тех, кто помнит знаменитого художника-реставратора, но и тех, кому близки его мысли, идеи и чаяния. А они всегда были направлены на заботу о сбережении культурного наследия.

Любопытно, что этот музей в Пушкинских Горах стал местом приложения сил и для петербургских культурных деятелей. Его создатель – Валентин Эльбек, президент Фонда исторической фотографии имени Карла Буллы. Хранитель – петербургский театровед Маргарита Скрылова. Увлекшись Пушкиным, восемь лет назад она переехала в эти края и стала работать экскурсоводом в музее-заповеднике.

Как я оказалась в Музее друзей? Однажды, проходя мимо, увидела, что здесь начали восстанавливать заброшенное здание, – говорит Скрылова. – Поинтересовалась, что здесь будет, и узнала, что благим делом занимаются петербуржцы. Предложила свою помощь.

Наталья Андреева, которая руководит действующей в музее школой-студией рисунка, живописи, иконописи и реставрации, тоже из Петербурга. В Пушкинских Горах она обосновалась чуть больше двадцати лет назад и нисколько не жалеет о том, что покинула мегаполис. В свое время окончила в Северной столице факультет графики Академии художеств и теперь занимается созданием икон, увидеть их можно в храмах Петербурга, Смоленска, Пскова и Ленинградской области.

Наша пушкиногорская студия изначально была ориентирована на иконопись, – говорит Наталья Андреева. – Но выяснилось, что сначала людей надо научить азам рисунка, а уже затем переходить к более сложным задачам... А вот реставрацией икон мы пытаемся заниматься уже сейчас. Участники нашего кружка приносят свои семейные реликвии, и мы пытаемся их восстанавливать.

Наверное, едва ли не самым известным петербуржцем, ставшим в Пушкинских Горах своим, был и многолетний директор музея-заповедника Семен Гейченко. С Ямщиковым он познакомился после выставки икон, которую тот организовал в 1971 году в Пскове. Спустя некоторое время Гейченко заметил Савелия Васильевича, гуляющего с дочерью Марфой в Михайловском. «Ваша была выставка, на которой я имел честь быть?» – спросил тогда Семен Степанович. «Моя», – ответил Ямщиков. «Тогда пойдемте пить чай с яблочными пирогами», – пригласил Гейченко.

Ямщиков до конца своих дней восхищался Семеном Гейченко, называл его «человеком-музеем», перекинувшим прочный мост между Петербургом и Михайловским. Сейчас в Музее друзей готовятся создать его мемориальный уголок. Ведь в этом доме он часто бывал, поскольку здесь когда-то находилась типография, где печатали районную газету «Пушкинский край». А в ней публиковали статьи Семена Степановича, которые потом вошли в его книги.

И если окажетесь в Пушкинских Горах, не забудьте побывать в Музее друзей Саввы Ямщикова – его посещение вам наверняка запомнится.


#музей #культура #Пушкинские горы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 193 (7030) от 14.10.2021 под заголовком «Дружить по-русски».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?