В Музее искусства Петербурга открылась выставка «Стихи-я-Петербург»

В Музее искусства Петербурга XX – XXI веков (МИСП) открылась выставка «Стихи-я-Петербург», посвященная городскому пейзажу и приуроченная к 30-летию коллекции музея. Впервые представлено более 150 картин и рисунков, созданных 103 художниками начиная с 1930-х годов и до наших дней.

В Музее искусства Петербурга открылась выставка «Стихи-я-Петербург» | Павел Костров. «Городской пейзаж с трамваем». 1930-е. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Павел Костров. «Городской пейзаж с трамваем». 1930-е. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Тема пейзажа, тем более петербургского, очевидная и востребованная. Эпиграфом к выставке стала строчка Николая Гумилева: «Этот город воды, колоннад и мостов...». Но и необъятная – редкий ленинградский-петербургский художник смог избежать искушения пейзажем. Команда МИСП (автор идеи Марина Джигарханян, куратор Ольга Толстая) прекрасно понимает, что и у каждого зрителя свой Петербург. Поэтому публика не увидит строгой хронологии и заданного маршрута. Можно смотреть выставку, начиная с любого из четырех этажей музея и в любой последовательности. Важно, что представлены если не все, то большинство значимых для жанра имен.


#INJECT_1#

Одна линия развития пейзажа просматривается: «Ленинградская пейзажная школа» – «Арефьевский круг» – «Митьки». Историки искусства называют «школой» разных художников, работавших в Ленинграде в 1930 – 1950-е годы, которые во времена насаждения социалистического реализма осмеливались создавать «безыдейные пейзажи».

Среди хитов коллекции МИСП – акварели Николая Лапшина «Пейзаж с Александровской колонной» и «На перроне». В последнем не без вызова изображен Царский павильон Витебского вокзала. Виртуозны акварель Александра Ведерникова «Тучков мост», изображающая рассвет на Малой Неве, и картина Вячеслава Пакулина «Мойка» – дома в Шведском переулке, которые «прячутся» в зимней дымке.

На картине «Большой проспект Петроградской стороны» автор Александр Русаков любуется домами, освещенными летним солнцем, а Павел Костров в «Городском пейзаже с трамваем» напоминает, что этот вид городского транспорта существовал на Измайловском проспекте до войны.

Картина «Канал» Рихарда Васми – мрачный образ непарадного Ленинграда с пустынными набережными и разномастными домиками (обязательно с брандмауэрами) – становится символом творчества арефьевцев, тщательно избегавших парадности и показухи. В этом контексте ироничен «Городской пейзаж» Александра Арефьева – семейство фотографируется на фоне новостроек и зелени, сильно напоминающей невозможную здесь буйную тропическую растительность.

Пейзаж «Спас-на-Крови» Александр Флоренский создал, глядя на натуру из мастерской Виктора Тихомирова, своего коллеги из митьков – наследников арефьевцев, но без их истовости и самоизолированности. Стилизация под народный «примитив» создает ощущение праздника, давно замыленного валом фотографий знаменитого храма.

Другие сюжетные линии выставки – это череда контрастных восприятий города разными художниками. Здесь и картина Арсения Семенова «Ленинградский пейзаж», где о времени оттепели говорят зеленое платье и красная шапочка женщины, изображенной на фоне строгого стасовского Троицкого собора. И праздничный город в ярких картинах «Летний сад», и «ЦПКиО» Завена Аршакуни. Изыскан ночной пейзаж Ирины Бирули «Дождь над Александринкой».

Отдельная глава выставки – мощные абстрактные полотна Вячеслава Михайлова «Стремянная, 20», «Улица Льва Толстого, 6» и диптих Владимира Духовлинова «Новая Голландия». Краеведения знать необязательно, художники о другом, об энергетике Петербурга.

Ностальгируют по эстетике художников объединения «Мир искусства» Дзовинар Бекарян в серии акварелей «Белая ночь» и Игорь Петров, изобразивший засыпанный снегом город в картине «Зимняя песнь фавнов (Летний сад)». Белое пространство в картине «Ломка льда» Ильи Овсянникова напоминает, что мы живем на севере. Впрочем, художник не только о природе.

Пастель «Крюков канал. Белая ночь» нарисована Екатериной Посецельской в 2021 году. В ней, как у Гумилева, город воды, колоннад и мостов. Город на все времена.


#музей #выставка #искусство #картины

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 192 (7029) от 13.10.2021 под заголовком «Искушение пейзажем».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?