Мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда подготовил новые выставки
Двери Мемориального музея обороны и блокады Ленинграда пока еще закрыты для посетителей, но ждать его открытия осталось недолго. Как только это случится, можно будет уже не в режиме онлайн, а в реальности увидеть выставки, подготовленные здесь к 75-летию Победы.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Одна из них посвящена не самому известному сюжету – деятельности военных топографов. Самый интересный экспонат на этой выставке – копия карты Берлина, подготовленной ленинградскими топографами в 1943 году в блокадном Ленинграде. Ее называли «Картой Победы». План в масштабе 1:5000 создавался по крупицам: было нанесено более шести тысяч названий улиц, площадей, зданий, мостов и прочих городских объектов. Большинство объектов пронумерованы: 151 – министерство авиации, 152 – гестапо, 153 – рейхсканцелярия, ставка Гитлера, 105 – Рейхстаг.
Топографы, истощенные блокадой, работали в тяжелейших условиях. Им приходилось поднимать 50-килограммовые бобины для зарядки специального фотооборудования, буквально вручную вытаскивать из Невы огромные глыбы льда для охлаждения типографских машин... Они вступали в дело, когда разведка не могла точно определить расположение вражеских дальнобойных батарей: определяли координаты по вспышкам орудийных выстрелов. Именно так, к примеру, удалось засечь немецкие орудия на железнодорожных транспортерах, действовавшие в районе железнодорожной станции Горы под Мгой.
Немалый вклад в защиту Ленинграда внесли и военные гидрографы. Среди задач, вставших перед ними, – обеспечение результативной стрельбы артиллерии, проводка морских десантов и борьба с минами.
Как напоминают организаторы выставки, посвященной гидрографам, минная война против нашей страны началась еще до 22 июня 1941 года. За четыре дня до этого германские корабли начали постановку мин между Мемелем и островом Эланд, 21 июня военно-морские силы Германии и Финляндии приступили к созданию минных заграждений при входе в Финский залив. Заметив странные движения в акватории, советские береговые службы отправили им сигнал: что происходит? Ответа они не получили...
Пока выставки ждут посетителей, деятельность музея ушла в интернет-пространство. Как рассказала его директор Елена Лезик, стартовало несколько проектов. Один рассказывает о том, что происходило в каждый из дней 75 лет назад – в Ленинграде, в стране, за пределами СССР; другой нацелен на экскурсионные маршруты по Парку Победы и Московскому району, которые будут создавать школьники. В музее рассчитывают собрать молодую команду для поддержки нового филиала, создаваемого в главном павильоне Парка Победы.
Но самым впечатляющим стал всероссийский поэтический марафон «Дыша одним дыханьем с Ленинградом», посвященный 110-й годовщине со дня рождения Ольги Берггольц. Каждый может записать на видео чтение ее стихов и прислать на электронный адрес музея. Лучшие творческие работы публикуются на сайте музея и в соцсетях.
Уже поступило несколько сотен роликов. Их авторы – люди самых разных возрастов и занятий. Проект вышел за пределы России: среди участников – ученики русской школы из Исландии (причем школа даже захотела вступить в клуб друзей музея). Еще одним зарубежным участником стала вьетнамка Нгуен Туи Ань – русские друзья называют ее Анечкой.
«Я поэт и также переводчик русской литературы. Живу в Ханое, – рассказала она. – Ольга Берггольц – моя любимая поэтесса. 11 – 12 лет назад я начала ее переводить после прочтения многих страниц ее дневников, очерков, писем и, конечно же, стихов... Путь к пониманию ее творчества и судьбы для меня был долгий, полный впечатлений и открытий... Я тоже хочу «дышать одним дыханьем с Ленинградом», который стал для меня символом храбрости, героизма и терпения человечества».
– Нгуен Туи Ань прекрасно читает стихи Ольги Берггольц, демонстрируя блестящее владение русским языком, почти без акцента. Она погружена в творчество Ольги Федоровны, написала на родном языке книгу «Моя Ольга Берггольц». Мы очень ценим, что она стала участницей нашего марафона, – говорит Лезик. – Марафон будет длительным – до 1 ноября. Общий итог мы подведем 13 ноября, в день смерти Берггольц, устроим большую конференцию, на которой поговорим о ее творчестве и биографии, о том, что значит ее поэзия для нашего города.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 117(6715) от 09.07.2020 под заголовком «Анечка из Ханоя».
Комментарии