Матрица музыки. В Петербурге завершился фестиваль «Digital Opera 2.0. Опера цифровой эпохи»
Первый международный фестиваль «Digital Opera 2.0. Опера цифровой эпохи» завершился гала-концертом с участием живых оперных солистов.
Фото: Pixabay
В создании этого нового фестиваля сошлись разные интересы. Надежду Абрамову, автора идеи и генерального продюсера, подтолкнул к нему «дефицит ярких впечатлений и поиск их в искусстве оперы», президенту фестиваля Евгению Елисееву было важно провести этот проект в Петербурге - «городе, где родилась русская опера», а арт-директору Глебу Фильштинскому, человеку более чем искушенному, захотелось понять «что теряет, а что приобретает оперное искусство в процессе взаимодействия с миром цифровых технологий». В результате столкновения этих амбиций программа Digital Opera 2.0 соединила три главных направления: открытые лекции и дискуссии, бесплатные показы на большом экране оперных спектаклей последнего десятилетия и конкурс медиахудожников «Цифровой Гонзага».
Фестиваль непринужденно и своевременно задал тему, остроактуальную не только для искусства, но и для жизни в целом, в которую все активнее внедряются новые технологии. Цифровые инновации возникают так стремительно, что наши разум, память и опыт подчас не в состоянии понять и усвоить новые термины, явления и инструменты. И потому «основным вопросом философии» наступления цифровой эры остается готовность людей принять этот вызов, их способность к взаимодействию с возможностями киберпространства.
Территория оперы, искусства изначально синтетического, оказалась для этих вопросов идеальным полем экспериментов. Ноу-хау фестиваля стал конкурс «Цифровой Гонзага», прошедший в Эрмитажном театре, в котором приняли участие студенты и молодые специалисты, создавшие свои проекты по мотивам эскизов знаменитых художников XVIII века, служивших при русском дворе, - Пьетро ди Готтардо Гонзага, Карло Галли-Бибиена и Джузеппе Валериани. В жюри конкурса входили Наталья Метелица (директор Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства), Елена Кальницкая, генеральный директор ГМЗ «Петергоф», Петер Шпулер, интендант оперного театра Карлсруэ, режиссер Виталий Гордиенко, Алексей Лепорк, научный сотрудник Эрмитажа, медиахудожник Дмитрий Лохманов, Игорь Ефимов, режиссер, доцент кафедры режиссуры мультимедиа института КиТ, художник-декоратор Вячеслав Окунев, Глеб Фильштинский и другие специалисты.
Изобилующие превращениями, путешествиями в разные миры сюжеты барочных опер идеально ложатся на цифровые фантазии. Главный приз в размере 200 000 рублей поделили команды Театра юношеского творчества за проект «Прадедушка Бибиена. Путешествие во времени в поместье знаменитого семейства театральных художников Бибиена» и «Гиацинт Студио» - за визуализацию арии Странника из оратории Вивальди «Торжествующая Юдифь».
Среди показов оперных спектаклей в видеозаписи, представленных в разных залах кинотеатра «Родина», главное место заняли работы Дмитрия Чернякова, самого востребованного в мире российского оперного режиссера. Черняков был одним из долгожданных гостей фестиваля, два дня подряд он рассказывал публике и о своем творческом методе, и о причинах востребованности, и о взаимоотношениях с директорами, дирижерами и артистами. Он даже огласил имена солистов грядущей премьеры оперы «Садко» в Большом театре.
Кульминацией фестиваля стал гала-концерт закрытия «Digital gala. Сториз мировой оперы в двух актах» в Михайловском театре. Здесь и выяснилось, как важен хирургический расчет при внедрении цифровых технологий в пространство оперы. Суперзанавес, создававший яркую трехмерную графику к каждому из оперных номеров, сделал мутными не только силуэты живых исполнителей, но и ясность голосов. Больше повезло не попавшему в «сети» этого занавеса оркестру, за пультом которого стоял Гинтарас Ринкявичюс. Конферанс был заменен в меру циничными, в меру забавными сверхкраткими спойлерами о той или иной опере, проецированными на суперзанавес. Была еще мимическая роль девочки, оказавшейся в ином измерении и бродившей по лабиринту оперного каталога, кликая на понравившиеся названия...
Проще всего на концерте было тем, кто знает, как на самом деле должны звучать голоса приглашенных солистов. Остальные же вполне могли заподозрить их в тусклости, в недостаточной силе. Так, много потеряло в объеме лирическое сопрано изящной Валентины Нафорницэ, исполнявшей партию Лауретты из «Джанни Скикки» Пуччини, Джудитты из одноименной оперетты Легара и дуэт из его же «Веселой вдовы» вместе с баритоном Борисом Пинхасовичем. Монолог Бориса Годунова из оперы Мусоргского в исполнении баса Александра Маркеева прозвучал совсем бледно.
Тенор Риккардо Масси немало потерял в звуковой массе и полетности в ариях Манрико из «Трубадура» Верди и Калафа из «Турандот» Пуччини. А вот драматическое сопрано Татьяна Мельниченко легко сумела пробиться к слушателю своим плотным голосом в арии Лизы «Уж полночь близится» из «Пиковой дамы» Чайковского и в финальном дуэте с Радамесом из «Аиды» Верди. Хабанера Кармен из оперы Бизе прозвучала у меццо-сопрано Олеси Петровой непривычно матово, словно в плотном дыму табачной фабрики.
Отменная фокусировка и насыщенность тона сослужила отличную службу Борису Пинхасовичу, а лирико-колоратурное сопрано Альбина Шагимуратова лихо отпела свои коронные - арию Ядвиги из «Робинзона Крузо» Оффенбаха и фирменную вторую арию Царицы ночи из «Волшебной флейты» Моцарта.
Так что выяснять свои отношения цифровым технологиям и слишком человеческому искусству оперы придется еще очень долго.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (6571) от 20.11.2019 под заголовком «Матрица оперы».
Комментарии