2Vtzqv4Hz9U

Люди и кирпичи. Как работает обновленный Музей обороны и блокады Ленинграда

Музей обороны и блокады Ленинграда в Соляном переулке, «перезапущенный» в начале сентября нынешнего года, работает уже почти три месяца. За это время он принял более 22 тысяч посетителей, что в три раза превысило плановый показатель. Об итогах и перспективах шла речь на заседании Общественного совета музея.

Люди и кирпичи. Как работает обновленный Музей обороны и блокады Ленинграда | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

- Радует, что среди посетителей - много представителей молодого поколения, - рассказала директор музея Елена Лезик. - Они с большим интересом изучают экспозицию, подолгу сидят в медиатеке. Студенты философского факультета СПбГУ участвуют в создании электронной карты объектов блокадного Ленинграда.

По словам Лезик, нынешняя экспозиция принципиально отличается от той, что была прежде. В ней сделана попытка как можно больше сказать языком метафор и символов, которые хорошо врезаются в память. Посетители этот мотив поняли, хотя критических замечаний тоже достаточно. Музейщики стараются их учитывать: например, скоро появятся фотографии и информационные тексты на стенах «блокадного коридора».

Экспозиция продолжает насыщаться. К примеру, в Перми для музея нашли станок - один из тех, что был эвакуирован в 1941 году из Ленинграда. Расширяется и медиатека: она пополнилась разделом «Непридуманные истории» - в нем появятся интервью фронтовиков и жителей блокадного города. Предполагается, что готовить их будут студенты.

Экспонатами, поступившими в музей совсем недавно, будет проиллюстрирована выставка «Предостережения «Моего лейтенанта», которая откроется в музее 29 декабря. Она посвящена Даниилу Гранину - воину, мыслителю, философу. В основе его речь в германском бундестаге 27 января 2014 года. Среди экспонатов - потрясающий, но очень трагический предмет: выделанная шкура рыжего кота, съеденного в блокаду... Выставка получит возрастное ограничение «12+».

Важнейшее направление - развитие сети филиалов. Первый из них появится в павильоне парка Победы, в котором до недавнего времени находилось заведение общепита. Экспозиция расскажет о том, как весной 1942 года после первой блокадной зимы город возвращался к жизни. И, конечно же, будет рассказано и о находившемся на территории нынешнего парка кирпичном заводе. Во время блокады в его печах были кремированы от 110 до 130 тысяч горожан. В ЦГА СПб удалось найти чертежи завода, по которым будет сделан его макет. В качестве крематория предприятие работало до второй половины 1943 года. Затем оно снова функционировало по своему первоначальному назначению вплоть до середины 1960-х годов.

Еще один филиал музея появится в поселке Дедовичи Псковской области - одном из центров Партизанского края, откуда в Ленинград в 1942 году прибыл продовольственный обоз. Создание музея - инициатива дедовичан.

Пилотный проект - создание филиала в детском лагере «Артек», что должно послужить примером для других городов-героев... Задача весьма амбициозная: филиалы музея появятся не только в регионах России, но и в ближнем и дальнем зарубежье. Инициатива исходит от обществ жителей блокадного Ленинграда, действующих ныне в Израиле и США.

Развивается сотрудничество музея с поисковым движением. На базе музея предполагается создать центр поисковой работы, «школу молодого бойца», в перспективе - отдельный зал военной археологии.

Конечно же, большинство вопросов упирается в расширение музея в Соляном городке. Договоренность правительства города с Министерством обороны о поэтапном освобождении зданий есть, но дело пока, увы, не двигается.

Шла речь на заседании совета и о создании благотворительного фонда памяти обороны и блокады Ленинграда. Для реставрации и приспособления помещений в Соляном городке потребуются колоссальные средства, которые превышают возможности города. Поэтому в любом случае без поддержки меценатов будет не обойтись.


#музеи Петербурга #блокада Ленинграда #Музей обороны и блокады

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 226 (6579) от 02.12.2019 под заголовком «Люди и кирпичи».


Комментарии