Любви счастливые моменты

В театре-фестивале «Балтийский дом» представили премьеру спектакля Элиаса Файнгерша «А вы знаете, что такое любовь?» по пьесе Керен Климовски «Вдова, Коротышка, Тюлень и другие».

Любви счастливые моменты | Наталья Парашкина и Арсений Воробьев в сцене из спектакля. ФОТО предоставллено пресс-службой театра

Наталья Парашкина и Арсений Воробьев в сцене из спектакля. ФОТО предоставллено пресс-службой театра

Оба автора спектакля - режиссер, композитор, музыкант, «золотой тромбон Европы» Элиас Файнгерш и писатель, поэт, драматург, славист Керен Климовски - родились в Москве, но давно стали гражданами мира и сейчас формально представляют Швецию. С Петербургом их связывает профессиональное сотрудничество: несколько лет назад основанный ими театр «КЕФ» из шведского города Мальмё участвовал в фестивалях «Встречи в России» и «Балтийский дом» со спектаклями «Дедушка» и «Саундтрек моей жизни».

Новая работа - совместный проект театров «КЕФ» и «Балтийский дом». Действующие лица, некие вдова, охранник и домохозяйка, словно пришли к нам в гости и откровенно рассказали о себе, попытавшись ответить на вечный вопрос: что такое любовь. Слушая их рассказы, мы смеемся и плачем, ничуть не стесняясь своих наивных, непосредственных реакций, - настолько разговор получился чистым и трогательным, тонким и задумчивым. В каждой новелле происходит трагедия, но благодаря витальной энергии создателей спектакля она звучит в нас пронзительной мелодией, которую очень важно услышать.

Истории эти не похожи одна на другую, как человеческие судьбы, где у каждого своя правда. Экстравагантные (если не сказать - экзальтированные), на первый взгляд, поступки героев оправданы искренним стремлением во что бы то ни стало достучаться - до любимого человека, до окружающих, до небес, наконец, - и показать: когда любишь, можешь испытывать любые эмоции, в том числе боль или страх. Нам демонстрируют робость и трепет, отчаяние и агрессию, нежность и заботу, тоску и даже жестокость, которые могут сопутствовать самому сильному в мире чувству. Почти по Окуджаве: это все любви счастливые моменты, а грусть всегда соседствует с любовью...

Артисты в череде ролей часто обращаются к залу и активно взаимодействуют с ним в традициях мирового площадного искусства, по всем канонам интерактивного уличного театра. Темпераментная Наталья Парашкина, деликатная Светлана Обидина, азартные Андрей Архипов и Денис Гильманов свободно существуют в традициях комедии дель арте, гуттаперчево «впрыгивая» в разные характеры и с легкостью необычайной меняя амплуа. Трагедия прикидывается бойкой буффонадой, а карнавал вдруг оборачивается бедой...

Ничего модного, демонстративно актуального в спектакле нет: он словно вобрал в себя лучшие образцы старой доброй театральности. Вот и способ актерского существования на сцене сродни находчивым этюдным зарисовкам студентов. При минимуме условных декораций, создаваемых на глазах у публики из минимума же сподручного реквизита, перед нами возникают четкие мизансцены. Так, скамейка может в одно мгновение стать мотоциклом или велосипедом, самолетом или лодкой, качелями или столиком в ресторане. Если, например, по сюжету идет дождь, то шум падающих капель слышится, когда кто-то выжимает мокрую тряпицу над тазиком. А когда нужна ширма для веселого представления или кукольного балаганчика, то две микрофонные стойки поддерживают кусок ткани.

В этой постановке горькая лирика мирно соседствует с разудалой эксцентрикой. Связывает же все новеллы живая музыка, которая становится здесь одним из главных действующих лиц, а не фоном, как принято в драматических спектаклях, и не партитурой для исполнителей, как принято в спектаклях музыкальных. Файнгерш - человек-оркестр, условный «Скрипач на крыше», певец былин и паяц. Он играет и поет, покрикивает и бормочет, прихлопывает и притоптывает: чудно озвучивает происходящее, разместившись на специальном помосте в уголке, где у него не то мобильная лаборатория, не то миниатюрный звуковой цех. Иногда, дробя действие на части или расставляя выразительные акценты, он выходит к публике, как коверный в цирке. Не зря же красная поролоновая насадка на микрофоне, закрепленном на «золотом» тромбоне Элиаса, так похожа на красный нос - непременный клоунский атрибут.

#«Балтийский дом» #Элиас Файнгерш #премьера

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...