Любви счастливые моменты
В театре-фестивале «Балтийский дом» представили премьеру спектакля Элиаса Файнгерша «А вы знаете, что такое любовь?» по пьесе Керен Климовски «Вдова, Коротышка, Тюлень и другие».
Наталья Парашкина и Арсений Воробьев в сцене из спектакля. ФОТО предоставллено пресс-службой театра
Оба автора спектакля - режиссер, композитор, музыкант, «золотой тромбон Европы» Элиас Файнгерш и писатель, поэт, драматург, славист Керен Климовски - родились в Москве, но давно стали гражданами мира и сейчас формально представляют Швецию. С Петербургом их связывает профессиональное сотрудничество: несколько лет назад основанный ими театр «КЕФ» из шведского города Мальмё участвовал в фестивалях «Встречи в России» и «Балтийский дом» со спектаклями «Дедушка» и «Саундтрек моей жизни».
Новая работа - совместный проект театров «КЕФ» и «Балтийский дом». Действующие лица, некие вдова, охранник и домохозяйка, словно пришли к нам в гости и откровенно рассказали о себе, попытавшись ответить на вечный вопрос: что такое любовь. Слушая их рассказы, мы смеемся и плачем, ничуть не стесняясь своих наивных, непосредственных реакций, - настолько разговор получился чистым и трогательным, тонким и задумчивым. В каждой новелле происходит трагедия, но благодаря витальной энергии создателей спектакля она звучит в нас пронзительной мелодией, которую очень важно услышать.
Истории эти не похожи одна на другую, как человеческие судьбы, где у каждого своя правда. Экстравагантные (если не сказать - экзальтированные), на первый взгляд, поступки героев оправданы искренним стремлением во что бы то ни стало достучаться - до любимого человека, до окружающих, до небес, наконец, - и показать: когда любишь, можешь испытывать любые эмоции, в том числе боль или страх. Нам демонстрируют робость и трепет, отчаяние и агрессию, нежность и заботу, тоску и даже жестокость, которые могут сопутствовать самому сильному в мире чувству. Почти по Окуджаве: это все любви счастливые моменты, а грусть всегда соседствует с любовью...
Артисты в череде ролей часто обращаются к залу и активно взаимодействуют с ним в традициях мирового площадного искусства, по всем канонам интерактивного уличного театра. Темпераментная Наталья Парашкина, деликатная Светлана Обидина, азартные Андрей Архипов и Денис Гильманов свободно существуют в традициях комедии дель арте, гуттаперчево «впрыгивая» в разные характеры и с легкостью необычайной меняя амплуа. Трагедия прикидывается бойкой буффонадой, а карнавал вдруг оборачивается бедой...
Ничего модного, демонстративно актуального в спектакле нет: он словно вобрал в себя лучшие образцы старой доброй театральности. Вот и способ актерского существования на сцене сродни находчивым этюдным зарисовкам студентов. При минимуме условных декораций, создаваемых на глазах у публики из минимума же сподручного реквизита, перед нами возникают четкие мизансцены. Так, скамейка может в одно мгновение стать мотоциклом или велосипедом, самолетом или лодкой, качелями или столиком в ресторане. Если, например, по сюжету идет дождь, то шум падающих капель слышится, когда кто-то выжимает мокрую тряпицу над тазиком. А когда нужна ширма для веселого представления или кукольного балаганчика, то две микрофонные стойки поддерживают кусок ткани.
В этой постановке горькая лирика мирно соседствует с разудалой эксцентрикой. Связывает же все новеллы живая музыка, которая становится здесь одним из главных действующих лиц, а не фоном, как принято в драматических спектаклях, и не партитурой для исполнителей, как принято в спектаклях музыкальных. Файнгерш - человек-оркестр, условный «Скрипач на крыше», певец былин и паяц. Он играет и поет, покрикивает и бормочет, прихлопывает и притоптывает: чудно озвучивает происходящее, разместившись на специальном помосте в уголке, где у него не то мобильная лаборатория, не то миниатюрный звуковой цех. Иногда, дробя действие на части или расставляя выразительные акценты, он выходит к публике, как коверный в цирке. Не зря же красная поролоновая насадка на микрофоне, закрепленном на «золотом» тромбоне Элиаса, так похожа на красный нос - непременный клоунский атрибут.
Комментарии