Литературный круиз. В Петербурге прошел День Достоевского

В Петербурге состоялся XIII День Достоевского. По традиции, он проводится в первую субботу июля и объединяет несколько десятков событий — экскурсий, лекций, выставок. «Санкт-Петербургские ведомости» выбрали самое интересное.

Литературный круиз. В Петербурге прошел День Достоевского | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Праздник начался с ночного путешествия «по рекам и каналам» трех кукол-великанцев из театра КУКФО, изображавших Достоевского, старуху-процентщицу Алену Ивановну и Родиона Раскольникова. На катере «Добрый» они проследовали по Фонтанке, Крюкову каналу и Мойке. Персонажей, известных хотя бы по школьной программе, узнавали. Туристы у Поцелуева моста переключились с селфи на Достоевского. Наверное, чтобы расширить аудиторию праздника, надо было повторить литературный круиз днем. Многие помнят, как несколько лет назад куклы-великанцы путешествовали по похожему маршруту и высаживались на остров Новая Голландия…

После трехлетнего перерыва, вызванного пандемией, у дома № 5 по Кузнечному переулку, в котором находится Музей Достоевского, состоялся спектакль ФМД-театра. Это содружество актеров, режиссеров, музыкантов, которые ежегодно собираются, чтобы сыграть уличный спектакль о Достоевском и его персонажах. В нынешнем году им стала постановка «1866/Преступление/2022», в названии которой зашифрован год выхода романа «Преступление и наказание» и дата нынешнего Дня Достоевского.

Как пояснила Вера Бирон, заместитель директора Музея ­Достоевского, автор идеи спектакля, роман «Преступление и наказание» — самое петербургское произведение писателя, которому изначально и был посвящен сам праздник «День Достоевского». Действие романа происходит в июле. В спектакли прежних лет обязательно действовали отдельные герои романа. В этом году он был полностью посвящен «Преступлению и наказанию».

Известен ответ Достоевского на просьбу разрешить переделать роман в драму — «для представления в Императорских театрах». Писатель ответил, что «за правило взял никогда таким попыткам не мешать». Но добавил, что «почти всегда подобные попытки не удавались» и «есть какая‑то тайна искусства, по которой эпическая форма никогда не найдет себе соответствия в драматической». А дальше было замечание Достоевского — великого психолога — на все времена: «Как можно более переделайте и измените роман, или, взяв первоначальную мысль, совершенно измените сюжет».

Достоевский2_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Вера Бирон, режиссер Илья Дель, композитор и диджей Роман Бромич, хореограф Александр Челидзе соединили в одном шоу, названном импровизацией, персонажей Достоевского из XIX века и их «двойников» из века XXI. Родион Раскольников образца 1866 года мучается, сомневается, страдает, раскаивается. В какой‑то момент даже выпускает из рук топор, который, подобно гелиевому воздушному шарику, улетает в небо. Раскольников-2022 не испытывает подобных эмоций. Его мир жесток и пуст, да и остальные действующие лица не лучше. Не случайно они одеты в одинаковую черную «кожу». То, о чем мечталось прежнему главному герою «Преступления и наказания», сегодняшний Родион Романович не вспоминает.

Для персонажей прошлого уместны романс «Вечерний звон», русская народная песня «Хуторок» в исполнении великого Сергея Лемешева и фрагмент оперы Генделя «Ринальдо». Для нынешних — только тяжелый металл и рэп. Некоторым зрителям такая трактовка знаменитого романа показалась слишком жесткой. Но в начале спектакля ведущий (актер Александр Лушин) предупредил, что готовых ответов спектакль-импровизация не дает.

В недавно открывшемся культурном пространстве «Где бабуля?», расположенном на Средней Подьяческой улице, 15, состоялся спектакль в стиле реалити-шоу «Один день из жизни двух сестер». Артисты Александра Ионова (старуха-процентщица), Анна Буданова (Елизавета) и Никита Капралов (Раскольников) в течение 10 часов ругались, обсуждали долги и заклады, готовили обед, играли в шахматы. И все это в обстановке, максимально приближенной к действию романа «Преступление и наказание». Зрителями этого спектакля становились не только специально на него пришедшие. 

К «Бабуле» постоянно подходили экскурсии по местам Достоевского. Именно в этом угловом доме-«утюге», также известном по адресу: набережная канала Грибоедова, 104, жила процентщица и ее безответная сестра.

Также впервые в Дне Достоевского приняло участие пространство «Никольские ряды». Там состоялся моноспектакль «Imbroglio-Путаница», созданный Анной Некрасовой, ученицей Юрия Томошевского. Актриса объединила сентиментальный роман Достоевского «Белые ночи» и ироничные стихотворения современного поэта Анастасии Прониной про одиночество современного горожанина. На одной из иллюстраций Мстислава Добужинского к «Белым ночам» изображены Никольские ряды. Так что лучшее место для такого спектакля не придумаешь.

«Белые ночи» — едва ли не самое цитируемое произведение Достоевского, оно буквально все разобрано на цитаты. «Но к чему мне знакомства? Мне и без того знаком весь Петербург», — эти слова писатель вложил в уста Мечтателя, главного героя произведения. Но говорил, конечно, о себе. День Достоевского показал, что самый петербургский писатель XIX века интересен нашим современникам.


#праздник #Достоевский #День Достоевского

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 119 (7202) от 04.07.2022 под заголовком «Маршрутами Достоевского».


Комментарии