Александр Мелихов появился «Под щитом красоты»

Петербургский писатель Александр Мелихов известен прежде всего своими романами. Новая книга «Под щитом красоты» раскрывает читателю не прозаические, а публицистические и литературно-критические таланты писателя.

Александр Мелихов появился «Под щитом красоты» | Иллюстрация Shai Halud/shutterstock.com

Иллюстрация Shai Halud/shutterstock.com

Иной автор позавидовал бы: каждый год у Мелихова выходит по крупному прозаическому произведению. Совсем недавно увидел свет его роман «В долине блаженных», до этого были «Заземление», «Краденое солнце» и вошедшее в шорт-лист «Русского Букера» «Свидание с Квазимодо»... В новой книге Мелихов представляет статьи, эссе, очерки и рецензии, герои которых - российские и зарубежные классики и современники.

Щит красоты из заглавия книги - это литература. «Если бы мы лишились художественной литературы, мы захирели бы от эстетического авитаминоза», - утверждает писатель. Размышлять о роли красоты в искусстве Мелихов начинает с имен Гоголя, Толстого и Достоевского. Структура книги напомнила о появившемся два года назад сборнике критики и публицистики «Конгревова ракета» другого известного писателя - Романа Сенчина. Его, как и Мелихова, публика тоже в большей степени знает как прозаика. В «Конгревовой ракете» Сенчин, начав рассказ о подзабытых литераторах прошлых столетий, плавно перешел к обзорам отечественной прозы XXI века. По схожему сценарию в новой книге действует Александр Мелихов.

Рассуждая о Пушкине, Мелихов обращается не только к мнениям знаменитых литературных критиков прошлого, но и к публикациям о «солнце русской поэзии» современного литературоведа Владимира Новикова, писателей Петра Вайля и Александра Гениса, поэта Александра Кушнера, делая вывод, в целом применимый ко многим героям его сборника: «Как и всякий великий художник, Пушкин не учит, а защищает нас от скуки, ужаса и безобразия реальности».

Анализируя классические произведения, Мелихов пытается рассудить, как их воспринимали в разные эпохи: сразу после первой публикации, в советские годы и сегодня. Любопытно следить за личными впечатлениями писателя, ведь один и тот же роман, одна и та же повесть в юности и в зрелости могут читаться абсолютно по-разному. Именно это личное делает книгу живой. Мы узнаем, как на восемнадцатилетнего Мелихова повлияла «Скучная история» Чехова, что подарили ему знакомства с Александром Житинским и Григорием Померанцем, по каким причинам он хотел бы порекомендовать читателям книги малопопулярных авторов.

Мелихову интересны Некрасов и Экзюпери, Платонов и Шолохов, Зощенко и Хемингуэй... В творчестве каждого автор находит нечто свое - то, что способно вызвать родственные чувства, с чем хочется согласиться. А если герой чужого романа нашел отклик в твоей душе, это и станет витамином, позволяющим под щитом красоты пережить ненастье.

Александр Мелихов. Под щитом красоты. - М.: Эксмо, 2018. - 464 с.

#литература #писатель #книги

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 010 (6363) от 22.01.2019 под заголовком «Литературные витамины».


Комментарии