На Северо-Западе и эстонском приграничье вновь зазвучат народные мотивы

В последний раз такое событие произошло более восьмидесяти лет назад, когда город входил в состав Эстонии. Тогда, в 1937 году, праздник проходил по обе стороны реки. На ивангородской — в саду добровольного пожарного общества. Свое приветствие участникам даже прислал из Парижа Федор Иванович Шаляпин: «Из всех песен мира, кажется мне, русская песня, как светская, так и духовная, наиболее крепко теснится с человеческой душой. Она отвечает и грусти и радости в полной мере. Душа человеческая свободна и бессмертна. Пойте же ей о любви безграничной! Бог вам в помощь!».

На Северо-Западе и эстонском приграничье вновь зазвучат народные мотивы | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

В прошлом году в качестве напоминания об этом событии в Нарве установили памятную доску. Нынешнем летом в рамках культурного форума «Берег левый, берег правый» подобная же мемориальная табличка появилась и в Ивангороде — на городском Доме культуры, что на улице Юрия Гагарина.

— Мы направили в областное Музейное агентство наши предложения о проведении певческих праздников в крепости, — говорит старший научный сотрудник Ивангородского музея Ирина Коновалова. — Охват участников — Северо-Запад России и эстонское приграничье. Кстати, в крепости еще в 1924 году проводился большой певческий праздник, в котором участвовали до 30 тысяч зрителей. Так что, как говорится, стены помнят...

Возрождение певческих фестивалей не единственный проект, которым занимаются в Ивангородском музее. Главное все-таки — реставрация.

— Наша крепость во время Великой Отечественной войны была разрушена на 80% и к сегодняшнему времени восстановлена только на 60%. У нас до сих пор есть руины 1944 года. Увы, реализации плана полной музеефикации крепости, намеченной к 2000 году, помешала перестройка: денег на культуру не стало, — поясняет Коновалова.

Дело сдвинулось, когда три года назад в рамках проекта приграничного сотрудничества России и Эстонии были отреставрированы каменная кладка стен «Четвероугольной крепости» и Малый Пороховой амбар. С этого времени Ивангородская крепость перестала быть только музеем под открытым небом, получив помещение для конференций, концертов и презентаций. Да еще и музейное пространство, где немало популярного нынче интерактива. Можно, например, увидеть, как на ваших глазах древний корабль раскрывается на две половины, или покопаться в «археологической песочнице»...

— Мы надеемся на реализацию второго этапа проекта приграничного сотрудничества, в ходе которого в Ивангородской крепости будет отреставрирован Большой амбар XVIII века, стоящий в руинах со времен войны, — рассказала директор Музейного агентства Леся Колесникова. — Там будет экспозиция, помещения для сотрудников, для хранения фондов. Заявка находится на финальной стадии рассмотрения в европейских инстанциях, но пока тормозится из-за «большой политики».

Разработан также проект художественной подсветки Ивангородской крепости, которая до сих пор выглядит «бедным родственником» по отношению к соседнему Нарвскому замку. Предполагается, что помогут спонсоры. Потребуются согласования со многими инстанциями, в том числе с пограничниками.

Музейщики и туристы испытывают трудности в крепости еще и в связи с тем, что в ней до сих пор нет элементарных удобств: ни водопровода, ни канализации. К Большому амбару коммуникации запланированы, но эта работа потребует археологического наблюдения. Так что технические работы по прокладке сетей могут растянуться по времени.

— Археологи активно поработали на территории крепости в 1980-х годах. Искали 28 дворов, которые упоминаются в летописях. Были найдены ремесленные мастерские, самая большая находка — коллекция обуви. Женские украшения, серебряные монеты, шахматы, шашки, коньки больших и маленьких размеров... Археологические исследования были разделены тогда на первую и вторую очереди. Увы, ко второй так до сих пор и не приступили, — говорит директор Ивангородского музея Ирина Миронова.

Пока же главная приманка для туристов — возможность походить по стенам крепости и как на ладони увидеть заграничную нарвскую сторону — с обзорных площадок до эстонского берега, кажется, можно дотянуться рукой... Правда, статус Ивангорода как пограничной зоны одновременно служит и препятствием для развития туристического потока, поскольку не каждый может сюда попасть.

Как пояснили в музее, согласно действующим правилам пограничного режима, граждане России могут находиться в погранзоне, имея на руках пропуск, завизированный погранслужбой ФСБ. Для жителей Петербурга такое разрешение можно получить на Шпалерной, 62, или на интернет-сайте госуслуг. Но есть и еще один способ.

— Мы стараемся помочь нашим посетителям въехать в Ивангород и просим их направлять свою заявку за три-четыре рабочих дня до планируемой поездки. Сделать это можно по электронной почте museum-ivangorod@mail.ru, а по телефону 8 (81375) 51792 — задать вопросы. Мы передаем данные пограничникам, — пояснила Коновалова.

Особая ситуация — в те дни, когда в крепости проходят фестивали. Тогда пограничники разрешают въезд в город при условии купленного билета в музей, а он в дни фестивалей организует их выездную продажу у погранпоста, но только до 15.00.

#музей #Ивангород #экскурсии #реставрация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 171 (6270) от 17.09.2018 под заголовком «Лейся, песня!».

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Павка Корчагин – святой или фанатик?
22 Мая 2017

Павка Корчагин – святой или фанатик?

В театре-фестивале «Балтийский дом» - премьера: Анатолий Праудин поставил спектакль «Как закалялась сталь» по роману Николая Островского.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Квест на Парадной лестнице
11 Мая 2017

Квест на Парадной лестнице

Эрмитаж продолжает масштабный проект «Штурм Зимнего», приуроченный к 100-летию Октябрьской революции. Это точечные выставки-квесты, которые в течение года открываются в разных частях музея.