Летопись российского обжига. В Эрмитаже проходит выставка цикла «Поднесение к Рождеству»

В Эрмитаже проходит традиционная выставка цикла «Поднесение к Рождеству». Она приурочена к 275-летию Императорского фарфорового завода и занимает два парадных зала Зимнего дворца - Гербовый и Пикетный.

Летопись российского обжига. В Эрмитаже проходит выставка цикла «Поднесение к Рождеству» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В организации выставки вместе с Эрмитажем приняли участие Русский музей, заповедники «Павловск», «Петергоф», «Царское Село», музей-усадьба «Кусково» и, конечно, Императорский фарфоровый завод. В витринах: фарфоровые сервизы, вазы, настольные украшения, декоративные тарелки, статуэтки, фарфоровые пласты с росписью, абстрактные арт-объекты для радости и любования - всего около четырех сотен произведений, созданных мастерами завода с момента его основания до наших дней.

Двигаясь от витрины к витрине, можно проследить, как менялись вкусы и стили. Как агитационный фарфор первых послереволюционных лет потряс основы, как соцреализм сгладил углы, как современные художники переосмыслили возможности хрупкого материала. К слову, веку нынешнему и прошлому отведено на выставке почти столько же места, сколько и двум роскошным предшествующим столетиям. Россия императорская и Россия новая, послереволюционная уже практически равновесны в музейном космосе.

Впрочем, весомые «бусины» экспонатов нанизаны не только на хронологическую нить. Их связывает и другая линия - концепция, сформулированная в названии: «В содружестве искусств». История фарфорового производства представлена кураторами именно как содружество, синтез различных видов искусства - рисунка (эскиза, с которого все начинается) и пластики (формы фарфоровых изделий - отдельная тема), скульптуры (фарфоровые статуэтки были популярны во все времена) и живописи (тут можно помянуть и пласты с росписью, и вазы, на которых воспроизведены картины из собрания Эрмитажа - морские пейзажи, жанровые сцены).

Наконец, третий слой выставки - истории, вписанные в фарфоровую летопись ее создателями, художниками и мастерами. Первая из них связана с самым ранним из экспонатов. Это маленькая чашка, украшенная рельефным изображением виноградной лозы. На ней стоит дата (1749 год) и личное клеймо Дмитрия Виноградова, открывшего для России рецепт фарфора.

Судьба этого человека печальна и поучительна. В юности он обучался за границей вместе с Михаилом Ломоносовым. Потом работал на только что основанном фарфоровом производстве с Христофором Гутнером, который якобы владел секретом изготовления фарфора, но оказался авантюристом. Виноградову пришлось самостоятельно разгадывать загадку. Три года он экспериментировал с российскими ископаемыми, конструкциями печи, условиями обжига, а записи шифровал, чтобы даже помощники не прочитали. И наконец получил нужные образцы. Вот только потом, до конца жизни оставался под постоянным надзором и к работе был прикован в самом буквальном смысле этого слова - цепью.

Другой сюжет - история скульптурной группы «Рустем», история автора ее модели художника-востоковеда Риммы Николаевой. Во вступлении к каталогу Михаил Пиотровский назвал эту статуэтку «открытием выставки». Она действительно очень выразительна - благодаря мастерству Риммы Николаевой и замечательной росписи Алексея Воробьевского. Рустем - легендарный богатырь, герой иранской эпической поэмы «Шахнаме» («Книга царей») - представлен коренастым, прочно стоящим на земле воином. Яркие краски, золотые и серебряные детали придают композиции сказочный, экзотический колорит. Вот только время, выпавшее на долю авторов, сказочным не было: 1936 год. А в 1937-м Римма Николаева была расстреляна за участие в «анархо-мистической организации «Орден тамплиеров». Такая организация действительно существовала, и ее члены действительно увлекались индийской и тибетской религиозной философией, надеялись постичь тайны смерти и бессмертия. А еще они тайно (так, чтобы адресат не догадался, откуда она пришла) оказывали помощь тем, кто в ней нуждался, - денежную, медицинскую, иную... Политикой интересовались мало, но это их не спасло.

Конечно, на выставке есть и предметы из знаменитых императорских сервизов, и восхитительный туалетный прибор Марии Федоровны с пудреницами, щетками, зеркалом, канделябрами (который, скорее всего, никогда не использовался по назначению - просто радовал глаз, как теперь). Есть симпатичные, познавательные фигурки из серии «Народности России», большие интерьерные вазы «с тонкой живописью» или эффектным рельефом, необыкновенные часы «Руанский собор» из петергофского дворца Коттедж, знаменитая «кобальтовая сеточка» (в этом году ей исполнилось 75 лет). И вполне оптимистичные сюжеты - о том, как российские мастера побеждали на всемирных выставках, создавали шедевры, в самые тяжелые для страны годы находили пути для самореализации.

Выставка настраивает на серьезный, вдумчивый лад. Кажется даже, что кураторы специально «приглушили» ее яркость, сделали не такой эффектной, как могли бы. Для того, чтобы зрителю больше и лучше думалось.

#выставка #Эрмитаж #Рождество

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 005 (6603) от 15.01.2020 под заголовком «Летопись российского обжига».


Комментарии