2Vtzqv4Hz9U

Леонид Алимов: «Без живого общения нет театра»

Разговор с главным режиссером Театра им. В. Ф. Комиссаржевской состоялся накануне необычной премьеры: Леонид Алимов выпускает первую часть дилогии по «Провинциальным анекдотам» Александра Вампилова – спектакль «Двадцать минут с ангелом. Анекдот I. Случай с метранпажем». Второй «анекдот» ждет своей встречи со зрителем уже в новом, 80-м по счету сезоне. Мы поговорили с Леонидом Александровичем о спектакле, о русском языке и современной драматургии. Но в первую очередь – об Александре Вампилове, драматурге и прозаике, который, наверное, был бы сейчас живым классиком. Если бы не трагедия, произошедшая на Байкале почти полвека назад.

Леонид Алимов: «Без живого общения нет театра» | Леонид Алимов / Фото предоставлено пресс-службой Театра им. В. Ф. Комиссаржевской

Леонид Алимов / Фото предоставлено пресс-службой Театра им. В. Ф. Комиссаржевской

– Поясните, пожалуйста, эти два «анекдота» будут составлять один спектакль? Или это будут две самостоятельные постановки?

– Спектакль планировался как дилогия: в один вечер мы хотели играть две одноактные пьесы Вампилова – сначала «Случай с метранпажем», после антракта – «Двадцать минут с ангелом». Причем, моя режиссерская задумка была такова: те же пять актеров, что задействованы в первой части, будут играть и во второй, но диаметрально противоположные роли – совершенно разных по характеру и энергетике персонажей. Я не помню, чтобы в театре когда-либо так решали эти две пьесы.

Сейчас, когда первая часть готова, мы видим, что у нас получился полноценный спектакль. Ведь и сами эти истории Вампилов написал в разное время, а только потом решил объединить в одну и назвать «Провинциальные анекдоты». В общем, мы сами еще не приняли окончательное решение. Скорее всего, это будет именно дилогия, как мы изначально и хотели.

– «Случай с метранпажем» – просто гоголевская история.

– Да, администратор провинциальной гостиницы испугался, что оскорбил «большого начальника» из Москвы. Гениальная, простая и универсальная история. Если бы в спектакле не фигурировали цены в 3 рубля и другие знаки эпохи, время было бы не угадать. Человек при любом социально-экономическом строе один и тот же, его природа не меняется.

Наш спектакль – исследование темы человеческого страха. Казалось, этот страх перед «начальством» уйдет с советской системой, но ничего подобного. Он до сих пор живет в нас. Я и про себя могу сказать, что порой сам немного «Калошин»: рожден в советской системе координат, пережил все переломы и реформы, потому боюсь за будущее, иногда не хочу портить отношения «с сильными мира всего».

– Вы думаете, страх перед власть имущими характерен только для нашего общества?

– Нет, не думаю. Конечно, во всех странах своя история взаимоотношений между властью и народом. Разные религиозные основы заложили разное отношение к государственным институтам, к богатству. Но это лишь внешние различия. Как говорится, «поскобли» любого человека, и станет понятно, что мы все одинаковые.


Во время репетиции / Фото предоставлено пресс-службой Театра им. В. Ф. Комиссаржевской

– А кто из героев Вампилова для вас самый близкий, родной?

– Сарафанов.

– Была уверена, что вы назовете именно его.

– Моя мечта – поставить «Старшего сына». Тем более в нашем театре есть актеры, которые могли бы сыграть эту историю. Мне, действительно, очень близка эта тема: маленький человек с большой душой, с чистой совестью и чистыми помыслами. На таких людях вся наша земля стоит.

– Какие герои Вампилова до сих пор живут среди нас? А кого уже не встретить?

– Мы можем смело причислять Вампилова к русским классикам, потому что он обнаружил и описал как настоящий художник универсальные человеческие типы. Разве мы никогда не чувствуем себя Зиловыми – потерянными, никому не нужными, которым постоянно кажется, что за окном льется дождь. Впрочем, в Петербурге нам это не кажется, так и есть! (смеется). А Хомутов, персонаж из пьесы «Двадцать минут с ангелом»? Он отдает первому встречному 100 рублей, чтобы у него не болела душа! Он так долго собирался навестить маму и привести ей эти деньги, что она не дождалась. Это же нас всех невероятно касается! Сейчас у каждого в руках мобильный, а часто ли мы в суете звоним близким, чтобы сказать им доброе слово? Ссылаемся, что нет времени, а потом оказывается поздно.

– Какая черта в Вампилове для вас самая главная?

– Совестливость. Мне кажется, он погиб, потому что ему было неловко звать на помощь. Доплыть до берега он смог, но вода в Байкале была ледяная, сердце не выдержало и разорвалось. Еще Вампилов – это нежность и ранимость. Мы с актерами помимо текста пьесы включили в спектакль отрывки из его записных книжек. С какой болью он писал о деградации русского языке! Он считал, что радио, телевидение и газеты с их «официозом» превращают язык в «помойку».


Сцена из спектакля «Двадцать минут с ангелом. Анекдот I. Случай с метранпажем» / Фото предоставлено пресс-службой Театра им. В. Ф. Комиссаржевской

– Что бы он сказал про современный язык?

– Да, про наши уличные разговоры, телевизионные шоу. На первом месте – социальные сети. Во что они превратили русский язык и самого человека? Но это предмет для отдельного исследования.

– Почему сейчас нет драматургов такого уровня?

– Я всегда повторяю: никогда не надо торопиться с выводами. Разве в Вампилове сразу разглядели большого драматурга? Его долго ставили только в провинции, при жизни он увидел лишь несколько спектаклей по своим пьесам. По-настоящему его оценили только после смерти. Мой знакомый часто говорит: где-то сейчас сидят Вампилов, Розов и Володин, пишут «в стол» свои пьесы, а мы и не знаем... Наше время тоже родит больших писателей – с зорким глазом и чутким сердцем. Не может быть иначе, мы слишком богатая талантами страна. Однажды появится человек, который напишет про нас, про наше время. Красиво и правдиво. Я безнадежный оптимист!

– Пока пьесы современных драматургов «далеки от народа»?

– Касательно московских и петербургских авторов – да, соглашусь. Это замкнутая среда, которая часто живет своей жизнью, отдельно от большой страны, и сама себя обслуживает. А вот среди провинциальных авторов я встречаю что-то интересное. Они часто пишут непрофессионально, неровно, но там есть правда жизни.

– Несколько лет назад Театр им. В. Ф. Комиссаржевской обвиняли в отсутствии своего стиля. Постановки слишком разножанровые и неравнозначные с художественной точки зрения. В какой точке развития сейчас театр?

– Мы работаем. Это сложный процесс, для него нужны коллективные усилия и время. Над афишей трудятся хорошие режиссеры: Александр Баргман, Григорий Дитятковский, Олег Куликов. Художественные принципы театра были заложены еще в годы Рубена Агамирзяна, ученики которого составляют основу труппы. Постепенно формируется сильный репертуар, который ориентирован на высокую литературу. Классика всегда современна, и это не только Чехов и Шекспир! Самое главное: классика не позволяет фальшивить, зритель это сразу заметит. У театра будет свое лицо – честное, открытое и интеллектуальное.


Спектакль «Двадцать минут с ангелом. Анекдот I. Случай с метранпажем» / Фото предоставлено пресс-службой Театра им. В. Ф. Комиссаржевской

– Мы пережили сложное время. Хотя непонятно, пережили ли до конца... С каким чувствами уходите в отпуск?

– Думаю, сейчас у нас всех одинаковые чувства и мысли: «Только бы это все не повторилось!». Небеса нужно молить об этом. Мы должны выходить на сцену, ставить спектакли. Мы «поиграли» в онлайн. Это хорошо, модно. Но как только появилась возможность, все театры – от больших академических до камерных авторских – бросились из онлайна обратно в офлайн. Все хотят играть, встречаться со зрителями, потому что без живого общения нет театра.

В новом сезоне хочется занять всю труппу, поставить спектакли разные тематически, но с единой художественной картиной мира, которую мы пытаемся создать на наших подмостках. Хотя планировать сложно. Эти полтора года были непростыми: планы рушились, премьеры переносились, актеры болели.

– Тогда расскажите не о планах, а о мечтах на юбилейный сезон.

– Александр Баргман репетирует пьесу израильского автора Ханоха Левина «Заставь мое сердце трепетать». Он давно мечтал ее поставить, и я вижу, что получается интересный спектакль. Олег Куликов приступил к работе над «Мещанской свадьбой» Брехта. А я очень надеюсь, что мы выпустим вторую часть дилогии по Вампилову.

#театры Петербурга #театр Комиссаржевской #сцена #искусство

Комментарии