Лазурь и солнце. Лионский зал Екатерининского дворца отреставрировали

Музей-заповедник «Царское Село» завершил реставрацию Лионского зала Екатерининского дворца. В роскоши отделки и мастерстве исполнения он не уступает знаменитой Янтарной комнате. Это единственный в стране интерьер, в декоре которого использовано 2,5 тонны натурального лазурита. Других примеров работы с лазуритом в таком масштабе в технике русской мозаики в мире нет.

Лазурь и солнце. Лионский зал Екатерининского дворца отреставрировали | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Лионский зал – творение Чарльза Камерона, он входил в число личных апартаментов Екатерины II. Его название возникло благодаря обивке стен шелком, изготовленным в Лионе. На золотистом фоне вытканы фазаны, павлины, лебеди в переплетении гирлянд и ветвей. В лазуритовый декор помещения входили карниз, фриз, панели в нижней части стен, наличники окон, обрамления дверей. Впоследствии техника облицовки больших поверхностей тонко напиленными пластинами цветного камня, точно подогнанными друг к другу и создававшими впечатление монолита, получила название «русская мозаика».

Уникальный паркет по проекту Камерона был изготовлен в мастерской столярного (мебельного) мастера Иоганна Кимеля. В контракте на работы указывалось, что его надлежит сделать «из разных заморских 12 сортов дерев квадратных же 25 сажен, вставя в них в назначенных на рисунке местах жемчужных раковин, или перламутр». Камерону под расписку выдали пятьсот австралийских раковин «под разными номерами и литерами», которые были «сортированы академии профессорами и тем означены, что оне весьма дорогие и редкие». 

Первоначально зодчий планировал использовать перламутр только в орнаментах более светлых прямоугольных и ромбовидных щитов паркета, но по требованию Екатерины II дополнил темные шестигранные щиты крупными инкрустациями из перламутровых раковин.

В середине ХIХ века хозяйкой Лионского зала стала Мария Александровна, супруга будущего императора Александра II. Для нее архитектор Ипполит Монигетти изменил оформление помещения: демонтировал барельефы и живописные вставки на стенах, заменил печи каминами. Интерьер украсили новый мебельный гарнитур и люстра из лазурита с декором из золоченой бронзы и монограммой императрицы Марии Александровны. В 1866 году стены обили новым лионским шелком, теперь это была ткань цвета «золотой бутон», она затягивала стены от панелей до верхнего края карниза, использовалась в обивке мебели и портьерах. Редкий по изысканности эффект получился благодаря сочетанию золотого шелка с синим лазуритовым декором. В таком виде Лионский зал, запечатленный в 1878 году на акварели Луиджи Премацци, просуществовал до 1941 года.

Войну отделка Лионского зала не пережила. Мебельный гарнитур успели эвакуировать в Иркутск, но уникальный паркет немцы вывезли в Берлин. Там в элеваторах порта его нашел легендарный музейщик Анатолий Кучумов. В 1947 году паркетные щиты вернулись в Царское Село.

Автором первоначального проекта реставрации одного из самых совершенных интерьеров Екатерининского дворца стал в 1983 году главный архитектор музея Александр Кедринский (1917 – 2003). Но до воплощения замысла было еще далеко.

– Десять лет назад, когда мы открывали Арабесковый зал, соседний Лионский представлял собой кирпичную коробку с голыми стенами, бетонным полом и потолком, – вспоминает заместитель директора музея-заповедника по реставрации Наталья Кудрявцева. – Единственный подлинный элемент, сохранившийся на стенах, – три каменные плиты дверного портала, на которые должен наклеиваться лазурит. В фондах музея хранились неотреставрированные, вывезенные из Германии паркетные щиты, три фигурки путти и коробочка с фрагментами, из которых собрали еще три. И все. Тогда никто и помыслить не мог, что зал можно восстановить. На это требовались баснословные деньги.

Воссоздание декора зала – дело не только дорогостоящее, но и чрезвычайно трудоемкое. Работы велись поэтапно. Первым шагом в возрождении интерьера в 2017 _ 2018 годах стало восстановление лазуритовых порталов, обрамляющих три двери. Тогда финансовую помощь музею оказал благотворительный фонд «Транссоюз». Прорыв стал возможен благодаря соглашению между ПАО «Газпром», фондом энергетической компании ENGIE и музеем-заповедником «Царское Село», подписанному в 2018-м.

Уже спустя год посетители увидели воссозданный живописный плафон, наборные мозаичные панели из лазурита с золоченым бронзовым декором, золотой шелк. К счастью, в музее сохранились иконографические материалы (дворцовые описи, фотографии, автохромы, акварель, образцы шелка), а в Лионе – архивы ткацкой мануфактуры «Лами и Жиро», которая в 1860-х годах выполняла заказ русского императорского двора. В коллекции преемницы этого предприятия – лионской мануфактуры Прелль сохранились книги заказов XIX века. Было решено привлечь к восстановлению шелковой отделки Лионского зала мастеров французской мануфактуры. Они изготовили 320 метров ткани «золотой бутон» для стен, портьер и мебели зала. Шелк вновь стал важным декоративным элементом парадного интерьера.

Заключительный этап работ длился почти два последних года. В нем участвовали больше ста мастеров: камнерезы, скульпторы, позолотчики, чеканщики, литейщики. Реставраторы Царскосельской янтарной мастерской, в свое время воссоздававшие Янтарную комнату и реставрировавшие Агатовые комнаты, воссоздали два больших угловых камина; лазуритовые порталы окон, зеркала в бронзовых рамах и подзеркальные столики из лазурита; двери из ценных пород дерева в технике маркетри.

За счет собственных внебюджетных средств музей отреставрировал бесценный подлинный паркет, в декоре которого использованы амарант, розовое дерево, дуб, клен, другие породы дерева и перламутр. Десять мастеров трудились над шедевром декоративно-прикладного искусства 547 дней. Они укрепляли драгоценный «пазл», восполняли утраты.

В конце прошлой недели Лионский зал осмотрела, оценила масштаб и качество работ министр культуры РФ Ольга Любимова:

– Отдельные слова благодарности бизнес-сообществу за материальную поддержку. И, конечно же, спасибо команде реставраторов, которая скрупулезно подошла к делу и выполнила совершенно уникальный по качеству труд.

Для посетителей возрожденный Лионский зал будет доступен с 1 мая.

Для музея его открытие – событие историческое. Спустя много десятилетий после Великой Отечественной войны полностью воссоздана парадная анфилада Екатерининского дворца.

Но и это еще не финал. Одна из дверей Лионского зала ведет на личную половину Екатерины II. Пока эта дверь закрыта. В комнатах императрицы идет реставрация. Предполагается, что через три года их увидят посетители Екатерининского дворца.

#реставрация #Царское село #Екатерининский дворец

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 73 (6911) от 26.04.2021 под заголовком «Лазурь и солнце».


Комментарии