Ангелы пережили войну. Как идет реставрация Гатчинского дворца?

Самая главная новость музея-заповедника «Гатчина» – к началу нового сезона фасады Гатчинского дворца освободились от строительных лесов. Необычные фасады дворца облицованы местными пудостским и гатчинским доломитами. Скрывающий кирпичные стены натуральный камень усиливает монументальность сооружения и создает впечатление, что дворец, как средневековые замки, сложен из тесаных каменных блоков.

Ангелы пережили войну. Как идет реставрация  Гатчинского дворца? | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ГМЗ «Гатчина» украшает столицу Ленинградской области, на территории которой находится, но входит в систему музеев Петербурга. Город на музее-заповеднике не экономит, вкладывает значительные средства в реставрацию памятника федерального значения – Гатчинского дворца.

Дворец в большей степени, чем другие пригородные резиденции, продолжает хранить следы разрушений военного времени. Он сильно пострадал от бомбардировок и пожара в сентябре 1941 года. В послевоенное время, когда Петергоф, Царское Село, Павловск восстанавливались, в Гатчине проводились лишь ремонтные работы. Реставрация началась в 1976 году, но значительные средства на эти цели из городского бюджета стали выделяться лишь три десятилетия спустя, когда Гатчина попала в реставрационную программу КГИОП.

С 2015-го по 2020 год на восстановление фасадов и интерьеров Гатчинского дворца из бюджета города выделено 874,7 млн рублей. Чтобы оценить масштаб и качество очередного этапа работ, дворец посетили вице-губернатор Петербурга Николай Линченко, председатель КГИОП Сергей Макаров, представители областной администрации. Блицтур по самым интересным точкам провел директор музея-заповедника Василий Панкратов.

Особое внимание уделили фасадам. Для их расчистки реставраторы использовали щадящий струйно-вихревой абразивный метод. Так удаляется тонкий поверхностный слой переродившегося, изменившего цвет камня. Проступивший непривычный глазу серо-желтый оттенок доломита со временем станет более насыщенным из-за появления природной патины. На лицевом фасаде, который реставрировался два года назад, желтизна уже проступила. Не зря доломит называют радужным камнем. Как говорят реставраторы, он и стоит хорошо, не впитывает влагу.

Активные работы идут и за фасадами дворца. Там реставрируются залы, возвращают первоначальный облик интерьерам. В 1985 году, когда музей открылся, посетители увидели пять восстановленных залов. Сегодня былое великолепие обрела примерно треть помещений огромного здания.

Участники осмотра поднялись по парадной лестнице, по залам с восстановленными интерьерами прошли к Чесменской галерее. Винченцо Бренна сумел в изогнутом пространстве на месте семи комнат, обращенных окнами в парк, создать торжественную декорацию. Пилястры, делившие стены галереи, украшали медальоны и атрибуты неограниченной власти – лепные ликторские связки с секирами. По сторонам от дверей размещались лепные композиции с изображением древнеримских доспехов и оружия. В центральной нише располагался камин красного мрамора с бронзовыми фигурами. Раму зеркала над ним венчал орел, раскинувший золоченые крылья.

Галерею именовали «Новой», «Золотой» и «Галереей к церкви». Окончательное название она получила во второй половине ХIX века из-за трех картин немецкого художника Якоба Гаккерта со сценами Чесменского морского сражения – авторских копий полотен, украшавших Пикетный зал Большого Петергофского дворца.

Гатчина3_Д.jpgФОТО Александра ДРОЗДОВА

Творение Бренны серьезно пострадало во время войны. Пожар 1944 года уничтожил деревянные перекрытия и кровлю, были разбиты статуи и лепные украшения. Интерьер можно было воссоздать, но после долгих обсуждений специалисты КГИОП пришли к выводу, что Чесменскую галерею надо законсервировать. Музей решился на концептуальный проект, который дает представление об истории галереи и утратах военного времени. В полумраке светом выделены немногие сохранившиеся на стенах детали отделки. Кое-где лепнина и золочение на фоне штукатурки и голого кирпича. Лишь одно окно оформлено шторами из тюля и бархата, бронзовыми бра и зеркалами. На противоположной стене проекция одной из утраченных картин Хаккера.

Чесменская галерея – единственное помещение дворца, которое останется в нынешнем виде как памятник военным разрушениям. Она получила новое название «Зал памяти Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов». Другие дворцовые помещения восстанавливаются. Выполнены масштабные работы по реставрации Арсенального зала, интерьеров домовой Троицкой церкви.

В домовой церкви остался завершающий этап – установка иконостаса. Обшивается его каркас, на полу разложены детали деревянного резного декора. Каким-то чудом в церкви сохранилась лепнина. Но главная находка – роспись купола с изображением ангелов. Ее обнаружили во время реставрационных работ. Кто-то, чтобы сохранить, заклеил живопись бумажными листами. Она пережила лихолетье и восстановлена полностью.

Гатчина5_Д.jpg

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Важная деталь: в домовую церковь участники обхода прошли через двор Кухонного каре. Это двор, облик которого не менялся с послевоенного времени. Сейчас там на фоне темных неотреставрированных стен сложен камень, оставшийся после реставрации главных фасадов дворца. Это выглядит живописно и создает контраст тому, что уже сделано.

– То, что планировалось, выполнено в полном объеме, – подвел итог Николай Линченко. – Мы убедились: объекты интересные. На этот год финансирование реставрации дворца составит 145,1 миллиона. Будем двигаться дальше шаг за шагом. Приведем дворец в первозданный вид.

Как уточнил Василий Панкратов, в ближайших планах музея-заповедника – реставрация двора Кухонного каре, продолжение работ в Китайской галерее, в Готической, в комнатах Александра III... Все это публика вряд ли увидит к 2022 году. Предстоит непростой процесс музеефикации отреставрированных помещений. Их нужно наполнять вещами. Если говорить о полной отделке дворца, на это уйдет еще 8 – 10 лет.

#Гатчинский дворец #реставрация #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 70 (6908) от 21.04.2021 под заголовком «Ангелы пережили войну».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?