В царстве ампира. Елагин дворец открылся после пятилетней реставрации

Первые зрители, специально приехавшие на премьеру из разных районов Петербурга, оказались в царстве ампира и обозначили впечатления от встречи с шедевром Карла Росси с непростой судьбой одним словом – «Восторг».

В царстве ампира. Елагин дворец открылся после пятилетней реставрации | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Командная работа

Первое, что бросается в глаза, когда ходишь по залам Елагина дворца, – тактичность проведенных работ. Нигде нет сияния росписей и позолоты. В случае Елагина дворца это особенно важно: после блокадных вражеских бомбежек его возродили первым и теперь это еще и памятник ленинградским реставраторам.

Татьяна Ершова, заместитель директора по музейной деятельности ЦПКиО им. С. М. Кирова, рассказала для читателей «Санкт-Петербургских ведомостей» про историю Елагина дворца. Он был капитально перестроен в 1818 – 1822 годах по проекту Карла Росси для вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Это была первая крупная работа архитектора в российской столице. Здесь он собрал команду живописцев, скульпторов, лепщиков, которые потом работали в Михайловском дворце, в здании Главного штаба, Сената и Синода, Александринского театра и окружающих его построек.

В начале 1950-х годов проект капитальной реставрации Елагина дворца подготовил архитектор Михаил Плотников. Созданная им команда стала основой знаменитой ленинградской школы реставрации. Сейчас работа, завершенная ими в 1961 году, достойна самого бережного отношения.

Елагин6_Д.jpg

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Немногие знают, что Елагин дворец как музей – организация очень молодая. Он был воссоздан в 1987 году. Однако еще на минуту вернемся в историю. После 1917 года дворец как бывшая собственность Романовых объявляется памятником архитектуры и становится историко-бытовым музеем. Единственным местом, где в неприкосновенности сохранялись россиевские интерьеры. Но эта идиллия длилась недолго. В 1929 году советская власть решила, что хватит показывать, как жили цари. Музей закрывают, лучшие предметы передают в Эрмитаж, Русский музей и пригородные дворцы, остальное реализуется через «Антиквариат». Часть здания занимает Институт защиты растений, часть – просветительский отдел ЦПКиО, созданного в 1932 году. Эта «коммуналка» просуществовала до начала войны. После 1961 года в воссозданных залах первого этажа организуются выставки прикладного искусства эпохи ампира. Второй и третий этажи занимала база однодневного отдыха, которая покинула Елагин дворец только к началу 1980-х годов. Там стали проводиться выставки современного декоративного искусства.

Нынешняя реставрация и инженерное переоборудование дворца – первые после 1961 года. Если не считать произведенной в начале 2000-х годов замены угольной котельной на центральное отопление. Теперь отремонтирована кровля, заменены системы отопления, освещения и противопожарной сигнализации.

Открытые фонды и кладовые

Экскурсию для нашей газеты Татьяна Ершова начала с третьего этажа. Там находилась домовая церковь Николая Чудотворца. Колоннам из искусственного мрамора возвращен исторический цвет: желтый с прожилками вместо белого. Пока нет возможности воссоздать иконостас, утраченный после революции. В этом помещении предполагается развернуть выставку современного Императорского фарфорового завода. Рядом готовится показ открытых фондов фарфора и фаянса XVIII – начала ХХ века. Музейная коллекция насчитывает 2,7 тысячи произведений. Ершова показала нам изящную мейсеновскую статуэтку со сценой из балета «Карнавал» Михаила Фокина и две мощные табуретки в виде пеньков – изделия старого ИФЗ.

На втором этаже открыта экспозиция «Кабинетная история», посвященная русскому интерьеру. В ее залах отреставрирована лепнина, воссозданы историческая окраска стен и шторы на окнах. Фотовыставка «Петр Столыпин на Елагином острове» рассказывает о том, как в 1907 – 1911 годах Елагин дворец был резиденцией российского премьера, там проходили заседания Совета министров.

Елигин7_Кабинет Александра2_Д.jpg

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Но главный сюрприз второго этажа – впервые представляемый публике кабинет Александра I. Он воссоздан по описанию 1826 года и акварели Максима Воробьева (1821). Стены обшиты зеленым штофом с ручной набойкой, шторы – несколько темнее, фирменный прием мастеров ампира. Отреставрированы лепнина и плафон, воссозданы камин и рама надкаминного зеркала из искусственного мрамора.

Спускаемся на первый этаж. Здесь приведены в порядок парадный и малый вестибюли – те, что первыми встречают публику, пришедшую в Елагин дворец. В Опочивальне «почищен» серебристый штоф, созданный подмосковными мастерами в 1950-х годах. Он был сильно загрязнен копотью от угольной котельной. В Малиновой гостиной отреставрирован плафон на тему «Триумф Аполлона и Венеры». В 2007 году в этом зале произошло возгорание электропроводки, роспись пострадала.

Елагин4_Д.jpg

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Общий объем средств, выделенных из городского бюджета на реставрацию Елагина дворца, составил 280 млн рублей. Музейщики мечтают о продолжении работ. Требуют реставрации Фарфоровый кабинет, Голубая гостиная и Столовый зал. В цокольном этаже отремонтированы только туалеты. Нужно обновить гардероб, перенести из первого этажа технические службы дворца.

Есть у музейщиков Елагина дворца золотая мечта – открыть Золотую кладовую для показа коллекции изделий из драгоценных камней и благородных металлов.

#реставрация #Елагин остров #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 67 (6905) от 16.04.2021 под заголовком «В царстве ампира».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?