Культнаследие и АУИПИК. Артем Джонс – о благоустройстве фортов Кронштадта
Артем ДЖОНС возглавил Северо-Западный филиал Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры (АУИПИК) летом в разгар карантина. Обозреватель газеты Дмитрий ИВАНОВ встретился с ним на всероссийском фестивале «Архитектурное наследие», который состоялся в Петербурге.

ФОТО pixabay
– Артем Александрович, для петербуржца, который интересуется культурным наследием, аббревиатуры КГИОП и ВООПИиК не нуждаются в пояснении. АУИПИК существует 20 лет, но мы о нем почти не слышим. Почему?
– Наши сотрудники участвовали в волонтерских акциях просветительской программы «Открытый город», агентство принимало активное участие в Международном экономическом и Международном культурном форумах, проводились встречи, конференции, «круглые столы»... просто не было упора на информационное освещение этой деятельности.
– Вы намерены менять информационную политику?
– Довести информацию о деятельности агентства до петербуржцев важно еще и потому, что необходимо создать положительный инвестиционный климат вокруг объектов культурного наследия, которые находятся в нашем оперативном управлении. В конечном итоге максимально вовлечь объекты в туристическую деятельность региона.
– Летом и осенью сайт агентства сообщал о нескольких ваших встречах по проблеме реставрации и приспособления фортов Кронштадта...
– Форты – острая тема. Необычайное наследие, уникальные инженерные сооружения. В условиях роста внутреннего туризма форты имеют большие перспективы развития. Перед нами стоит задача согласовать концепции приспособления фортов и передать данные объекты в бережную эксплуатацию арендаторам. Арендаторам требуется помощь органов власти в решении основных проблем – реставрации, эксплуатации и популяризации.
– Какие форты из девятнадцати существующих находятся в оперативном управлении АУИПИК?
– Это четырнадцать фортов – все три Южных, шесть из семи Северных (кроме № 4), а также «Константин», «Риф», «Обручев», «Тотлебен» и «Павел I».
– Насколько я понимаю, из них на сегодня приспособлен для современного использования только «Константин»?
– Нет, не только. Огромная работа силами арендатора проведена на форте «Риф» – территория благоустроена, восстановлено электроснабжение, на территории форта создана уникальная музейная экспозиция. На сегодняшний день «Риф» – привлекательное для жителей и гостей Петербурга место, которое только за два летних месяца посетили более 11 тысяч человек.
– Чтобы спасти форты, их включили в программу «Объект культурного наследия (ОКН) – аренда за 1 рубль». В чем ее суть?
– Инвестор по результатам проведения аукциона на право заключения договора аренды может арендовать объект культурного наследия за 1 рубль в год при условии вложений в реставрацию или реконструкцию. Сейчас в аренде по этой программе пять фортов. Замечу, что на всех фортах, которые на данный момент не сданы в аренду, силами агентства проводятся мероприятия по консервации, осуществляется круглосуточная охрана.
– На ваш взгляд, эта программа себя оправдывает?
– Она востребована среди частных инвесторов – после завершения работ они используют эти объекты для коммерческих целей на долгосрочной основе. Но говорить об эффективности программы еще рано. Арендатору дается семь лет на разработку научно-проектной документации и реставрационные работы. Первый такой договор заключен в 2017 году, это был форт «Риф».
– Не слишком ли медленно идет дело? Ведь понятно, что для бизнеса форты малоинтересны, иначе их бы привели в порядок еще в конце прошлого века, когда они были переданы гражданской администрации. Или я не прав?
– Ситуация меняется. Быстрый рост внутреннего туризма – это надолго. Поэтому Кронштадт становится инвестиционно привлекательным. Наша задача – совместно с городской администрацией привлечь внимание к фортам, создать благоприятные условия для потенциальных арендаторов.
– Недавно у вас была встреча с арендатором форта Северный № 7. Он не входит в программу «ОКН за 1 рубль». Какие там проблемы?
– Разработан уникальный проект приспособления форта к современному использованию. Однако остро стоят вопросы подключения объекта к сетям электричества, обеспечения транспортной доступности форта – без этих условий проект нежизнеспособен...
– Проект «Остров фортов» взял в работу три самых перспективных форта «Александр I», «Петр I» и «Кроншлот». Вы рассчитываете на помощь от этого проекта другим фортам, у которых судьба не обещает быть столь благополучной?
– Три названных форта – такие же сложные объекты, как и наши, они требуют кропотливого труда и огромных усилий. Проект «Остров фортов» нацелен на развитие Кронштадта в качестве города-музея, что делает его уникальным. Люди, которые занимаются этим проектом, заслуживают большого уважения. Я считаю, что все объекты, входящие в состав комплекса фортификационных сооружений Кронштадта, по-своему удивительны и интересны. Уверен, совместными усилиями нам удастся вовлечь стремительно развивающийся Кронштадтский район Петербурга в условия растущего внутреннего туризма и сделать его инвестиционно привлекательным.
– Кроме фортов у петербуржцев на слуху печальная судьба дачи Фаберже, Михайловской дачи. Вы предпринимаете что-то для их спасения?
– Сначала – об общем подходе. Министерством культуры был разработан ведомственный проект «Возрождение исторических усадеб». Его главная задача – создать инвестиционные паспорта на объекты культурного наследия. Это своего рода коммерческая «упаковка» исторических объектов. Инвестиционный паспорт будет содержать техническую информацию (местоположение, ландшафтное окружение, технико-экономические показатели, инженерную и социальную инфраструктуру), историческую справку, концепцию восстановления и эскизный проект приспособления к современному использованию объекта культурного наследия в двух разнообразных вариантах. В рамках каждого объекта предлагается «готовое решение» его коммерческого использования, инвестор имеет возможность заранее оценить расходы на реставрацию ОКН и спрогнозировать возможную прибыль.
– А применительно к названным усадьбам?
– Усадьба Фаберже уже в этом году получит инвестиционный паспорт. В настоящее время ведется разработка научно-проектной документации и эскизных проектов ее современного приспособления. Возрожденный объект может быть использован как культурно-досуговый центр, музей или выставочная галерея.
Объект «Дворцово-парковый ансамбль Михайловской дачи «Михайловка» на сегодняшний день в аукционе, идет поиск потенциального арендатора, планируется вовлечение объектов в имущественный оборот в целях их сохранения и современного использования.
Уже разрабатывается научно-проектная документация для проведения комплекса первоочередных противоаварийных работ. Запланирована установка ограждения.
– Общий вопрос: как привлечь частный бизнес к сохранению культурного наследия?
– Данный вид инвестиций можно сравнить с вложениями в антиквариат или предметы искусства. Объекты культурного наследия со временем только увеличивают свой статус и ценность для будущих поколений. Инвестиции при современном приспособлении объекта культурного наследия могут окупиться многократно.
Кроме того, в условиях развития внутреннего туризма данные объекты могут стать частью брендового маршрута. Ориентир на импортозамещение в туризме способствует привлечению средств в подобные проекты и обеспечивает содействие со стороны государства.
– Личный вопрос: где вы работали до АУИПИК?
– Я выходец из силовых структур, непосредственно перед приходом в АУИПИК трудился в нефтедобывающей компании.
– Прежний опыт может вам помочь в сегодняшней работе?
– Однозначно. Я имею большой опыт взаимодействия с различными структурами и в разных сферах деятельности, умею работать в режиме многозадачности. Думаю, что все это, а также возможность взглянуть на работу филиала под другим углом, свежим взглядом помогут вывести работу на новый уровень.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 204 (6802) от 10.11.2020 под заголовком «Культнаследие и АУИПИК».
Материалы рубрики
Смольный планирует за полмесяца вывезти снег с улиц города
Петербуржцы могут посмотреть графики вывоза снега с городских улиц
На петербургские улицы в праздничные дни выпало 33 см осадков
К весне в Петербурге высадят около 33 тысяч многолетних растений
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии