Кто придумал «самолет». Что известно о писателе Аркадии Эвальде

Если набрать его фамилию в поисковой строке Интернета, то можно увидеть немало ссылок и на литературные произведения Эвальда, и даже на его биографию. Но в ней лишь фрагментарные, отрывочные сведения. Неизвестен даже точный год его рождения – то ли 1834-й, то ли 1836-й...

Кто придумал «самолет». Что известно о писателе Аркадии Эвальде | Иллюстрация к одному из эпизодов исторического романа Аркадия Эвальда «Император Византии», действие которого происходит двести лет назад. / ИЛЛЮСТРАЦИЯ Татьяны ПРИДЧИНОЙ

Иллюстрация к одному из эпизодов исторического романа Аркадия Эвальда «Император Византии», действие которого происходит двести лет назад. / ИЛЛЮСТРАЦИЯ Татьяны ПРИДЧИНОЙ

Для меня обращение к его имени было достаточно случайным, – рассказала Анастасия Грозная, сотрудник библиотеки «Семеновская» (она входит в Межрайонную централизованную библиотечную систему имени Лермонтова). – Началось с того, что к художнику-иллюстратору Татьяне Придчиной, с которой мы уже давно дружим, обратилось издательство с предложением проиллюстрировать трехтомное собрание сочинений Аркадия Эвальда. Выпущенное в свет, оно стало фактически первой публикацией его произведений после более чем столетнего перерыва.

Татьяне Придчиной имя писателя тоже было совершенно незнакомо. А когда она стала изучать его тексты, была приятно удивлена. Во-первых, потому, что читать их было легко, они не производили впечатления чего-то архаичного, а во-вторых, Эвальд оказался ее земляком. Он родился в Гатчине, много лет жил там и на страницах своих исторических романов, особенно «Императора Византии», нередко воспроизводил жизнь и быт здешних мест – императорскую резиденцию, усадьбу Демидовых в Тайцах.

Появилось удивительное ощущение сопричастности: мы с Эвальдом ходили по одним и тем же улицам, только с разницей больше чем в полтора века, – говорит Татьяна. – В Гатчине сохранилось здание Сиротского института, где отец писателя преподавал историю и географию, а сам Аркадий учился и жил до пятнадцати лет.

По словам сотрудника музея-заповедника «Гатчина» Николая Некрасова, специалистам личность Эвальда более-менее знакома. Но не как писателя, а как одного из пионеров русской авиации, придумавшего слово «самолет». Именно он употребил его впервые в газете «Голос» в 1863 году. И кроме того – как автора первой модели самолета с ракетным двигателем. А для гатчинских музейщиков и краеведов незаменимы мемуары Эвальда, посвященные Гатчине первой половины XIX века, когда там, казалось, все еще дышало памятью об императоре Павле.

По профессии Эвальд был военным инженером, однако ему явно было тесно в этих рамках. Он грезил о литературной и издательской славе. Будучи на службе в Ревеле во время Крымской войны, отправлял свои корреспонденции в «Санкт-Петербургские ведомости». Рассказывал о том, как английская эскадра, не открывая огня, курсировала невдалеке от города. Русские солдаты рвались в бой: «А не пальнуть ли нам по басурманам?».

Спустя несколько лет внештатным корреспондентом «Санкт-Петербургских ведомостей» он отправился в Италию, чтобы поведать читателям о походах Гарибальди. Вернувшись, сотрудничал с журналом «Отечественные записки» и ведущими газетами. Даже вступил в публичную полемику с Николаем Чернышевским: тот призывал студентов к общественной деятельности, Эвальд – к учебе.

Его называли отцом русского сенсационного романа, но после его смерти (он ушел из жизни на исходе XIX века) очень скоро забыли.

Мне было интересно его читать, но я прекрасно понимаю, что в этом отношении представляю скорее исключение, чем правило, – говорит Анастасия Грозная. – Конечно, эта историческая фантастика не для современной молодежи, тем не менее мне кажется, что и романы Эвальда могут найти сегодня читателей, даже не единичных. На мой взгляд, они ничем не уступают произведениям того же Бориса Акунина. Яркий язык, остроумие, захватывающая интрига – этого часто не хватает людям, уставшим от абсолютно не созидающих книг, от их кровавых сюжетов и упрощенной донельзя прозы.

#писатель #биография #литература

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (7060) от 29.11.2021 под заголовком «Кто придумал «самолет»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?